Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
#1
#3
В зале «Иудаизм» постоянной экспозиции музея представлены памятники еврейской материальной культуры XVIII — начала XX вв. — предметы для религиозных обрядов и магических практик, а также для украшения домашнего интерьера, созданные в Европе и в Иерусалиме. Все эти предметы хранят память об Иерусалимском Храме в своих формах, декоре, и даже в названиях; рассказывают о библейских временах, но не прямо, так как относятся к совершенно другой эпохе, а опосредовано. 

До настоящего времени еврейское Священное Писание — Танах (Тора, Невиим и Ктувим — Пятикнижие Моисеево, Пророки и Писания) остается единственным источником для гипотез о местоположении и архитектуре здания, называемого Первым храмом. Он был возведен царем Шломо (Соломоном) в 950 г. до н. э. и разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э., после чего значительная часть населения Иудеи была насильственно переселена в Вавилонию. В Танахе имеются также сведения о Втором храме — отстроенном заново в 516 г. до н. э. с разрешения персидского царя Кира II, покорившего Вавилонию и позволившего евреям вернуться из плена. Археологические памятники дают возможность составить полноценное представление только о том, каким стал Второй храм после грандиозной реконструкции всего храмового комплекса, начатой царем Иудеи Иродом около 20 г. до н. э. К таковым памятникам можно отнести Западную стену — уцелевшую часть подпорной стены, возведенной вокруг Храмовой горы. Ее изображение можно увидеть на двух предметах, представленных в экспозиции.

После разрушения Второго храма римлянами в 70 г. н. э. средоточием святости были признаны свитки Торы. Синагоги выступили наследницами Храма, а синагогальный богослужебный ритуал, важнейшей частью которого является публичное чтение свитка Торы, воплотил в себе память о Храме. В эпоху древнего иудаизма свитки Торы выглядели иначе, чем тот, который представлен в экспозиции. Изначально каждая из пяти книг Торы была написана на отдельном свитке из папируса. Когда в первые века нашей эры отказались от ломкого папируса и начали писать Тору на пергамене, возникла традиция использовать для публичного богослужения только свиток, включающий все Пятикнижие. Этому правилу следуют и в наше время, хотя теперь свиток Торы крепится и скручивается на двух древках, а не на одном, как в эпоху поздней античности или раннем Средневековье. 

В XVII в. сформировалась устойчивая иконографическая программа декора еврейских церемониальных предметов, предназначенных как для синагогальных, так и для домашних религиозных обрядов. Экспозиция позволяет судить о том, какую важную роль в этой программе играли символические образы Храма: например, композиции со Скрижалями Завета, а также изображения библейских персонажей и сюжетных сцен. Важное место в этой программе занимает кульминационная сцена библейской истории о том, как Авраам, первый из праотцев еврейского народа, выполняя повеление Бога, готовился принести в жертву своего сына Ицхака (Исаака) на горе Мория. Изображение этой сцены косвенно связано с символическим образом Храма, так как гора Мория традиционно отождествляется с Храмовой горой. 

Иконографическим источником изображений такого рода на еврейских церемониальных предметах были, главным образом, еврейские рукописные и печатные книги XVI–XVIII вв., в первую очередь, издания «Пасхальной агады» (ивр.: Пасхальное предание) — сборника текстов для чтения во время пасхальной трапезы с перечнем ее обрядов, молитвами, благословениями, песнопениями и комментариями к отрывкам из Торы, связанным с темой исхода евреев из Египта.
read morehide
Государственный музей истории религии
Phone
+7 (812) 312-35-86
Official Website
http://gmir.ru
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Address
Open in app

Exhibition catalog

Каталог

View mode
next
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине

Available in collections

«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%
%title%
%title%%type%