Необыкновенно интересен, многообразен и глубок мир книжного знака-экслибриса, прожившего многовековую эволюцию от простых владельческих записей, до сложных графических композиций, исполненных в разной технике.
Вершина книжного айсберга – экслибрис
Р.В. Фрейман
Exlibris (в переводе с латинского «из книг») — это книжный знак, небольшой бумажный ярлычок, наклеиваемый, как правило, на внутренней стороне верхней крышки переплета книги. На нем отпечатана фамилия, а иногда и более подробное обозначение владельца конкретного экземпляра. Обыкновенно этот ярлычок снабжен какими-либо украшениями, более или менее сложным рисунком, или хотя бы орнаментальной рамочкой. Цель книжного знака двоякая: во-первых, охранять книгу, чтобы она не затерялась в чужих руках, а во-вторых, служить ей известным украшением.
Первые экслибрисы рисовались на книгах. На старых французских рукописных фолиантах можно встретить гербы владельцев без всякого текста. Рисованным был и древнейший русский экслибрис — знак основателя библиотеки Соловецкого монастыря игумена Досифея (приблизительно 1493–1494 г.).
Первый гравированный экслибрис появился в XV в. в Германии вскоре после изобретения книгопечатания. Это был гербовый знак, исполненный в 1460-м году Бертелем Шеном для рыцаря Бернгарда фон Рорбаха.
История искусства экслибриса хранит имена многих выдающихся художников от Альбрехта Дюрера до Александра Бенуа, работавших в графике малых форм, в том числе создававших экслибрисы, в которых проявились индивидуальные особенности каждого мастера.
В фонде Донской государственной публичной библиотеки хранится коллекция книг, посвященная истории, искусству и коллекционированию книжных знаков. Небольшой фрагмент этой коллекции сопровождает художественную выставку произведений мастеров-экслибрисистов XX века из частной коллекции ростовского коллекционера, кандидата психологических наук, доцента, члена Евразийского художественного союза Игоря Введенского. Игорь Введенский известен в том числе и как куратор и соорганизатор выставок экслибриса в Нидерландах, Германии, Италии, Польше, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Таганроге.
И.В. Введенский
В собрании Игоря Введенского находится более 400 книжных знаков, часть из которых представлена на выставке. Ядро коллекции составляют работы советского художника-графика Александра Аксинина, которого искусствоведы называли «Пиранези ХХ века» за его драматичные и досконально выстроенные конструкции. Подавляющее большинство представленных в экспозиции книжных знаков выполнено в технике офорта.
