Жизнь современного Белгорода невозможно представить без здания вокзала, который ежедневно принимает тысячи пассажиров и тонны грузов. А первый протяжный паровозный гудок, возвестивший о регулярном железнодорожном сообщении через станцию Белгород, раздался в нашем городе 155 лет назад.
Акционерным обществом С.С. Полякова магистраль Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, протяженностью более 800 км, была проложена в рекордно короткие сроки — один год и восемь месяцев. И уже 13 апреля 1869 года в Белгород прибыл первый поезд.
Регулярное движение товарных и пассажирских поездов от Курска через Белгород до Харькова началось 6 июля 1869 года.
Именно железнодорожники приняли самое активное участие в революционных событиях 1905 и 1917 годов. Активными участниками революционных событий и установления Советской власти в Белгороде были П.А. Костюков, Д.К. Белановский, Ф.Я. Славгородский, А.Е. Годун и др.
В начале 1918 года на транспорте в ведущих службах были введены комиссары служб, которые вели борьбу за качество ремонта подвижного состава, а в период гражданской войны мобилизовали железнодорожников на защиту молодой республики.
В 1928 году правительство обратилось ко всем рабочим Советского Союза с призывом развернуть социалистическое соревнование за досрочное выполнение первой пятилетки. В Белгороде этот призыв первыми поддержали железнодорожники узла.
Созидательный труд белгородских железнодорожников был прерван Великой Отечественной войной. 22 июня 1941 года рабочие и служащие станции Белгород приняли резолюцию, в которой обещали приложить все силы и знания для отражения агрессии.
5 августа 1943 года Белгород был полностью освобожден от немцев. Во время боев вокзал был сильно разрушен. И уже в 1949 году новый вокзал вновь распахнул свои двери для посетителей.
В 1961 году, когда была завершена электрификация линии Белгород — Курск, состоялось торжественное открытие движения по всему участку.
Итогом развития железнодорожного транспорта за 25 послевоенных лет стали достаточно впечатляющие результаты: к 1970 году железные дороги СССР выполняли более 65% грузооборота в стране и почти 50% пассажирооборота.
К 1980 году Белгородский вокзал уже не справлялся с логистикой поездов и пассажирским потоком, поэтому потребовалось строительство нового здания вокзала.
Весной 1980 года началось строительство нового вокзала. Оно отличалось большими окнами-витражами, широкими лестницами, алюминиевыми потолками и мозаичными полами, а также мраморной облицовкой стен и колонн. Пропускная способность нового вокзала выросла в шесть раз.
Новый этап развития железных дорог начинается 22 сентября 2003 года, когда было подписано Постановление Правительства РФ о создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
В 2008 году началась масштабная реконструкция Белгородского железнодорожного вокзала. 25 октября 2011 года вокзал торжественно открыли.