Родился в Риге в семье доктора медицины. Начальное образование получил благодаря отцу, который увлекался естественными науками
и сотрудничал с местным зоологическим музеем.
Стал одним из организаторов Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета.
В 1914 г. Фридрих Цандер, окончив институт, становится инженером на заводе «Проводник», выпускавшем резиновые изделия. На следующий год в связи с приближением фронта к Риге завод был переведен в Москву.
В 1919 г. Цандер перешел на авиазавод «Мотор». В 1921 г. встретился с Лениным и разговаривал с ним о перспективах межпланетных путешествий. Вскоре после этого Цандер решает оставить работу на авиазаводе и полностью посвятить себя разработкам будущего космического корабля. В отпускном свидетельстве, выданном ему на заводе, было указано: «… отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему». В 1923 г., закончив исследования, Цандер возвращается на завод.
В январе следующего года Цандер подал в Комитет по изобретениям авторскую заявку на спроектированный им самолет-ракету (космический самолет), но получил отказ, так как проект сочли слишком фантастическим.
В июне 1924 г. стал одним из организаторов Общества изучения межпланетных сообщений.
В октябре 1926 г. Цандер становится сотрудником Центрального конструкторского бюро Авиационного треста. Занимается расчетами авиационных моторов, участвует в создании карбюратора для первого советского мощного авиадвигателя РАМ, в свободное время продолжает работу над проектами ракет, создает реактивный двигатель ОР-1.
В 1932 г. был создан двигатель ОР-2, готовились испытания ракеты с этим двигателем. К этому времени из-за напряженной работы здоровье Цандера серьезно пошатнулось. По настоянию врачей и коллег он отправился на лечение в Кисловодск, но по дороге заразился брюшным тифом.
Умер Фридрих Цандер в Кисловодске 29 марта 1933 года.
Фридрих Цандер первым в России превратил идею полетов в космос в практическую инженерную задачу. Благодаря его усилиям была создана знаменитая Группа по изучению реактивного движения, ставшая колыбелью всей советской ракетной промышленности. Он предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе, выполнил ряд теоретических расчетов эффективности реактивных двигателей различных схем. Построил и испытал реактивный двигатель ОР-1 на сжатом воздухе с бензином и ОР-2 на жидком кислороде с бензином.
Одновременно с решением практических задач в качестве инженера и конструктора, Цандер работал над теоретическими вопросами межпланетных полетов, воплотить которые предстояло в будущем. Он одним из первых выдвинул идею использовать силу тяготения Солнца и планет для изменения скорости межпланетного корабля. Рассмотрел вариант планирующего спуска космического аппарата с торможением в атмосфере.
В 1896 г. Фридрих Цандер поступил в частное приготовительное училище. Трехгодичный курс
он прошел за два года и в 1898 г. был зачислен в первый класс Рижского городского реального училища. В выпускном классе по совету учителя физики прочел статью Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Закончил училище лучшим среди учеников
и поступил на первый курс механического отделения Рижского Политехнического института.
В 1905 г. институт был временно закрыт, поэтому Фридрих Цандер уехал из Риги и прошел полный курс Высшего Королевского технического училища в Данциге, а в 1907 г. вернулся
в институт.
Стал одним из организаторов Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета.
С 1908 г. посвящает свободное время расчетам, связанным с возможными полетами на космических кораблях,
в частности рассчитывает величину работы по подъему тела определенной массы на некоторую высоту над поверхностью Земли с учетом изменения
с высотой ускорения свободного падения, оценивает запас кислорода на борту космического аппарата для обеспечения жизнедеятельности одного космонавта.
В 1914 г. Фридрих Цандер, окончив институт, становится инженером на заводе «Проводник», выпускавшем резиновые изделия. На следующий год в связи с приближением фронта к Риге завод был переведен в Москву.
В 1919 г. Цандер перешел на авиазавод «Мотор». В 1921 г. встретился с Лениным и разговаривал с ним о перспективах межпланетных путешествий. Вскоре после этого Цандер решает оставить работу на авиазаводе и полностью посвятить себя разработкам будущего космического корабля. В отпускном свидетельстве, выданном ему на заводе, было указано: «… отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему». В 1923 г., закончив исследования, Цандер возвращается на завод.
В январе следующего года Цандер подал в Комитет по изобретениям авторскую заявку на спроектированный им самолет-ракету (космический самолет), но получил отказ, так как проект сочли слишком фантастическим.
В 1922–1925 гг. неоднократно выступал с докладами и лекциями, посвященными созданию межпланетных средств сообщения, в том числе
в Физическом институте МГУ, Научно-техническом комитете ВСНХ, госавиазаводе № 4, военно-научном обществе Академии Воздушного флота им. Жуковского.
В июне 1924 г. стал одним из организаторов Общества изучения межпланетных сообщений.
В октябре 1926 г. Цандер становится сотрудником Центрального конструкторского бюро Авиационного треста. Занимается расчетами авиационных моторов, участвует в создании карбюратора для первого советского мощного авиадвигателя РАМ, в свободное время продолжает работу над проектами ракет, создает реактивный двигатель ОР-1.
В 1930 г. получает пост преподавателя в Высшем аэромеханическом училище (ныне Московский авиационный институт). На следующий год создает секцию реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима, которая вскоре была превращена в Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Председатель ГИРДа стал Цандер, председателем технического совета — Сергей Королёв. На Садово-Спасской улице организуется производственное помещение ГИРДа.
В 1932 г. был создан двигатель ОР-2, готовились испытания ракеты с этим двигателем. К этому времени из-за напряженной работы здоровье Цандера серьезно пошатнулось. По настоянию врачей и коллег он отправился на лечение в Кисловодск, но по дороге заразился брюшным тифом.
Умер Фридрих Цандер в Кисловодске 29 марта 1933 года.
Фридрих Цандер первым в России превратил идею полетов в космос в практическую инженерную задачу. Благодаря его усилиям была создана знаменитая Группа по изучению реактивного движения, ставшая колыбелью всей советской ракетной промышленности. Он предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе, выполнил ряд теоретических расчетов эффективности реактивных двигателей различных схем. Построил и испытал реактивный двигатель ОР-1 на сжатом воздухе с бензином и ОР-2 на жидком кислороде с бензином.
Одновременно с решением практических задач в качестве инженера и конструктора, Цандер работал над теоретическими вопросами межпланетных полетов, воплотить которые предстояло в будущем. Он одним из первых выдвинул идею использовать силу тяготения Солнца и планет для изменения скорости межпланетного корабля. Рассмотрел вариант планирующего спуска космического аппарата с торможением в атмосфере.