Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Царь Дадон и звездочет

Размер
21,2x27,5 cm
Техника
иллюстрация
Коллекция
0
Открыть в приложении
#1
Билибин И.Я. 
Царь Дадон и звездочет
#2
И.Я. Билибин — ученик Репина по частной художественной студии, организованной княгиней М.К. Тенишевой на Галерной улице. В течение двух лет (1898–1900) он занимался в «тенишевской мастерской». Билибин неоднократно иллюстрировал произведения Пушкина, оформлял театральные постановки. Без его иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» (1905 и 1935), «Сказке о золотом петушке» (1906–1907), эскизов к опере «Золотой петушок» (1909) и поэме «Руслан и Людмила» (1913) сегодня сложно представить сказочный мир Пушкина.

Иван Яковлевич Билибин известен не только как замечательный иллюстратор пушкинских сказок, но и как театральный художник. В собрании нашего музея хранятся два эскиза декораций к постановке оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» по мотивам «Сказки о золотом петушке». Это эскиз декорации к первому действию «Палаты Дадона» и эскиз декорации ко второму действию — «Шатер Шемаханской царицы». На первой работе кроме обычной для художника надписи «И. Билибин» с указанием года — 1909, присутствует и такая фраза: «видел С. Зимин». Это означает, что эскиз одобрил руководитель Оперного театра Сергей Зимин.

В 1907 году, незадолго до смерти, композитор Н.А. Римский-Корсаков (1844–1908) написал оперу «Золотой петушок». Автором либретто стал В.И. Бельский. Начало работы относится к осени 1906 года, а в сентябре 1907 партитура была завершена и отдана в печать. В январе 1908 года новую оперу одобрил директор императорских театров В.А. Теляковский, однако цензура нашла к чему придраться. В результате Римский-Корсаков согласился сделать несколько изменений, но потребовал сделать книжечку с полной версией либретто. Увидеть свое произведение на сцене композитор не успел.   
Премьера оперы состоялась в Москве 24 сентября 1909 года силами артистов Оперного театра Зимина (дирижер Э. Купер) на сцене Театра Солодовникова.
#3
Последняя опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре г. Зимина.
Анонс премьеры в газете «Русские ведомости»
#4
Режиссером спектакля был Петр Оленин, художником — Иван Билибин, главные партии исполнили Аврелия Добровольская (Шемаханская царица), Николай Сперанский (Додон), Владимир Пикок (Звездочет), Вера Клопотовская (Золотой петушок).

Работа Ивана Билибина положила начало целой серии блистательных сценографических работ русских художников на мотивы этой сказки Пушкина. В следующем, 1909 году опера «Золотой петушок» уже шла в Большом театре в декорациях Константина Коровина. А в 1914 году в Лондоне, а затем в Париже состоялись премьеры оперы-балета «Золотой петушок» в хореографии Михаила Фокина и декорациях Натальи Гончаровой (внучатой племянницы Н.Н. Гончаровой, в замужестве Пушкиной).

Иллюстрации Ивана Яковлевича Билибина сложно спутать с произведениями других художников. Он разработал систему графических приемов, позволивших говорить не только об иллюстрациях к тексту, но и в целом об искусстве оформления книги. Первой из «сказочных» работ художника стала «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Художник приступил к иллюстрированию этого произведения в 1904 году после возвращения из творческой экспедиции по деревням Вологодской, Олонецкой и Архангельской губерний. В поездку его командировал этнографический отдел Музея Александра III (сегодня Государственный Русский музей) для изучения местной архитектуры. На его иллюстрации этого времени оказало влияние знание деревянной архитектуры и деталей старинных русских костюмов и утвари. Однако Билибину удалось создать свой стиль (полюбившийся и публике, и самому художнику), парадоксальным образом соединив стилизацию мотивов народного творчества Русского Севера с изобразительными идеями японского художника XVIII — начала XIX века Кацусики Хокусая (особенно бросается в глаза сходство гравюры этого мастера «Большая волна в Канагаве» и билибинской иллюстрации с плывущей по морю бочкой).

«Сказка ложь, да в ней намек…» К первой своей сказке Билибин вернулся ровно через «тридцать лет и три года» — в 1937 году.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Царь Дадон и звездочет

Размер
21,2x27,5 cm
Техника
иллюстрация
Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Ivan BilibinКоллекция работ

Portrait of Dunya
Portrait of Dunya
Ivangorod Museum
Эскиз костюма половчанки
Эскиз костюма половчанки
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Портрет Чириковой
Портрет Чириковой
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
The Tale of Tsar Saltan
The Tale of Tsar Saltan
Ivangorod Museum
Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане»
Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Siege Diary
Siege Diary
Ivangorod Museum
Эскиз костюма к пьесе «Стакан воды»
Эскиз костюма к пьесе «Стакан воды»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Stage design for the opera “The Golden Cockerel”
Stage design for the opera “The Golden Cockerel”
Ivangorod Museum
Эскиз костюма для кинофильма «Коваль – богатырь»
Эскиз костюма для кинофильма «Коваль – богатырь»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Stage design for the ballet “The Firebird”
Stage design for the ballet “The Firebird”
Ivangorod Museum
Шарж на поэта Рославлева
Шарж на поэта Рославлева
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Heroic Past of the Russian People
Heroic Past of the Russian People
Ivangorod Museum
Эскиз костюма Февронии
Эскиз костюма Февронии
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Donkey 1/20 Scale
Donkey 1/20 Scale
Ivangorod Museum
Эскиз костюма польского пана
Эскиз костюма польского пана
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Открытка «Стрелец...»
Открытка «Стрелец...»
Алтайский государственный краеведческий музей
Эскиз панно «‎Маркиза»
Эскиз панно «‎Маркиза»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь»
Эскиз костюма к опере «Князь Игорь»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Эскиз декорации к пьесе «Власть тьмы»
Эскиз декорации к пьесе «Власть тьмы»
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%