Царские врата с сенью
Размер
182x47 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
#1
#2
Из Знаменской церкви в селе Пылеве Весьегонского района в музей поступило замечательное произведение поволжских иконописцев XVII века — Царские врата с венчающей их сенью-аркой.
На створках врат помещены традиционные образы Благовещения и четырех евангелистов. Сцены с евангелистами исполнены тонко и изысканно. Художники внимательно выстраивают архитектурное обрамление композиций, украшая здания и предметы мебели разнообразными, подчас необычными орнаментами, написанными цветными лаками по серебру. Встречается и распространенная в древнерусской живописи зрительная игра: колонна, поддерживающая завесу в проеме здания, опирается на край стола, находящегося в другом пространственном плане. Это сознательные, последовательно применяемые приемы. Однако во фланкирующих сцены палатах и в фигурах самих евангелистов заметна особая тщательность и декоративность исполнения. Над головами евангелистов в красных небесных сегментах изображены их символы — ангел, лев, телец и орел (сравни с представленной на выставке иконой «Спас в силах»).
Еще интереснее изображения на сени врат, очертания которых повторяют сложную многолопастную форму завершения створок. Написанные в ярких мажорных тонах фигуры контрастно выделяются на темно-охристом фоне. Иконописцы применяют характерные для XVII века, в особенности для Поволжья, розовые, малиновые и вишневые тона вместо обычного киноварного красного. К ним добавляются темные пятна синих и зеленых одежд. Сюжеты раскрывают смысл таинства Евхаристии (Причастия). Слева и справа представлено причащение Христом апостолов — символическое вневременное изображение богослужения, установленного Спасителем накануне своей смерти на Тайной вечере. Апостолы не сидят за столом, а подходят к церковному алтарю — престолу с навесом-киворием над ним. Христос раздает им хлеб и подает чашу с вином. Изображение в центре объясняет значение таинства — в чаше лежит сам Младенец Христос, через причастие которому люди получают прощение грехов и вечную жизнь. Ангелы участвуют в богослужении, наклонив над чашей рипиды — опахала. Шестокрылые ангелы — херувим и серафим — парят по краям композиции.
Еще интереснее изображения на сени врат, очертания которых повторяют сложную многолопастную форму завершения створок. Написанные в ярких мажорных тонах фигуры контрастно выделяются на темно-охристом фоне. Иконописцы применяют характерные для XVII века, в особенности для Поволжья, розовые, малиновые и вишневые тона вместо обычного киноварного красного. К ним добавляются темные пятна синих и зеленых одежд. Сюжеты раскрывают смысл таинства Евхаристии (Причастия). Слева и справа представлено причащение Христом апостолов — символическое вневременное изображение богослужения, установленного Спасителем накануне своей смерти на Тайной вечере. Апостолы не сидят за столом, а подходят к церковному алтарю — престолу с навесом-киворием над ним. Христос раздает им хлеб и подает чашу с вином. Изображение в центре объясняет значение таинства — в чаше лежит сам Младенец Христос, через причастие которому люди получают прощение грехов и вечную жизнь. Ангелы участвуют в богослужении, наклонив над чашей рипиды — опахала. Шестокрылые ангелы — херувим и серафим — парят по краям композиции.
читать дальшескрыть
Царские врата с сенью
Размер
182x47 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться