Доска с 111 пасами, зафиксированными В.Т. Чисталевым и его учениками в районе с. Помоздино (ныне Усть-Куломский район Республики Коми) в 1920 г.
Доска содержит 111 пас-знаков (родовых знаков), которыми пользовались жители с. Помоздино, обозначая свои охотничьи угодья, предметы быта и пр. Эти знаки были зафиксированы Вениамином Тимофеевичем Чисталевым, в то время учителем Помоздинской школы, ставшим впоследствии писателем, членом Общества изучения Коми края. Оттиск с доски был опубликован А.С. Сидоровым в статье «Зырянские метки собственности — пасы», вышедшей на немецком языке в 1932 г. в журнале Финно-угорского общества (Финляндия). Это была первая наиболее полная научная публикация о феномене родовых знаков коми-зырян.
Слово «пас» обозначает «знак», «тамга», «клеймо». Пасы использовались как обереги и в качестве знака родовой собственности. Они ставились на предметах быта, например, на прялках, на сельскохозяйственном и охотничьем инвентаре, на рыболовецких снастях. Отмечали пасами и границы лесных угодий.
По мнению этнографа Л.С. Грибовой, пасы служили основой для формирования коми орнамента. Древние зырянские знаки собственности легли в основу древнепермской азбуки — АНБУР, составленной Стефаном Пермским в 1372 г.
С распространением грамотности пасы были вытеснены инициалами и личными подписями, но в повседневном быту используются и до настоящего времени. Наиболее ярко эта традиция выражена на территории современных Корткеросского, Усть-Куломского, Удорского, Ижемского районов Республики Коми.
Доска содержит 111 пас-знаков (родовых знаков), которыми пользовались жители с. Помоздино, обозначая свои охотничьи угодья, предметы быта и пр. Эти знаки были зафиксированы Вениамином Тимофеевичем Чисталевым, в то время учителем Помоздинской школы, ставшим впоследствии писателем, членом Общества изучения Коми края. Оттиск с доски был опубликован А.С. Сидоровым в статье «Зырянские метки собственности — пасы», вышедшей на немецком языке в 1932 г. в журнале Финно-угорского общества (Финляндия). Это была первая наиболее полная научная публикация о феномене родовых знаков коми-зырян.
Слово «пас» обозначает «знак», «тамга», «клеймо». Пасы использовались как обереги и в качестве знака родовой собственности. Они ставились на предметах быта, например, на прялках, на сельскохозяйственном и охотничьем инвентаре, на рыболовецких снастях. Отмечали пасами и границы лесных угодий.
По мнению этнографа Л.С. Грибовой, пасы служили основой для формирования коми орнамента. Древние зырянские знаки собственности легли в основу древнепермской азбуки — АНБУР, составленной Стефаном Пермским в 1372 г.
С распространением грамотности пасы были вытеснены инициалами и личными подписями, но в повседневном быту используются и до настоящего времени. Наиболее ярко эта традиция выражена на территории современных Корткеросского, Усть-Куломского, Удорского, Ижемского районов Республики Коми.