Деревянная дуга — важный элемент упряжи для лошади. Поскольку раньше на Руси дороги были ухабистые, люди придумали дуги, чтобы смягчать толчки повозки и не навредить животному. От дуги зависело не только плавное движение, но и безопасность всего экипажа. Кроме этого она поддерживала баланс груза, распределяя его равномерно. Внешне упряжная дуга напоминает коромысло: заужена по центру и расширяется по краям. Концы дуги вставляли в ременные петли — гужи, отходившие справа и слева от хомута, и затягивали на концах оглобель. Проще говоря, дуга соединяла между собой хомут и оглобли, выступая в качестве амортизатора.
Изготовление дуги начинали с выбора дерева. Считалось, что лучше всего использовать иву или вяз. Вяз отличается прочностью, а ива — лёгкостью, лошади было легче тянуть повозку. Реже использовали берёзу, дуб и даже лещину. Мастера-дужники, изготавливающие дуги, пользовались почетом и уважением. Секреты и умения передавались им от дедов. Сначала у заготовки обтесывали концы, придавая им черновую форму готового изделия. Затем всю ночь распаривали в печке или бане. После этого тонкий ствол — плаху — начинали сгибать подобно луку: один конец закладывали неподвижно в дужную колоду, а другой загибали в дугу при помощи пары воротов и лошадиной силы. При этом нужно было следить, чтобы волокна дерева не перекручивались и находились параллельно друг другу. Концы согнутой плахи стягивались веревкой. В таком виде изделие оставляли сохнуть на три-четыре дня, после чего удаляли лишние выпуклости при помощи стругов или рубанка. От дужника требовалось не только умение, но и большое терпение, о чем упоминает И.А. Крылов в басне «Трудолюбивый медведь»: