Икона поступила в собрание музея в 1930-х годах из Свято-Троицкого кафедрального собора города Вятки.
1 / 3
Покров Богоматери
Dimensions
106x75 cm
Technique
дерево, левкас, темпера
Collection
Exhibition
3
Open in app#2
#3

Свято-Троицкий кафедральный собор в Вятке
#4
Покров Пресвятой Богородицы — один из великих праздников Русской православной церкви. Его отмечают 14 октября. В этот день православные христиане вспоминают события Х века нашей эры, когда войска сарацин осадили Константинополь. Во время всенощного бдения во Влахернской церкви Андрею Юродивому и императору Льву Х явилась Богоматерь, а уже на следующий день сарацины отступили. Поэтому Покров Богородицы традиционно ассоциируется с защитой от внешних врагов.
Покрову посвящено множество храмов и иконописных образов, первые из которых относятся к XIII веку. В день Покрова в 1552 году Иван Грозный взял Казань и победил Казанское ханство, и в честь этого царь приказал построить Покровский собор на Рву, ныне известный как храм Василия Блаженного — самый известный памятник, связанный с праздником Покрова.
#5

Собор Покрова Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного). Бумага, акварель, 1830–1840-е. ГТГ
#6
Композиция Покрова бывает разной. Единственным обязательным элементом в иконографии является изображение Богородицы. Особенностью этой иконы является то, что Богородица показана в молении Вседержителю, изображенному в левом верхнем углу иконы. Рядом с Девой Марией — сонм святых, которые также молятся о спасении города. В нижней части иконы изображены Лев Х, Андрей Юродивый и его ученик Епифаний.
Интересно, что в центре нижней части изображен Роман Сладкопевец (490—556) — святой, живший задолго до событий Покрова. Он был настоятелем той самой Влахернской церкви, где молились о спасении Константинополя Лев Х и его подданные. И именно Роман Сладкопевец написал молитву, которую читали в ту ночь византийцы. В правом нижнем углу — видение Богородицы Роману Сладкопевцу.
#7

Икона «Покров Богоматери». Фрагмент
#8
На иконе из Вятского художественного музея Дева Мария изображена дважды: в центре композиции на облаке со свитком в руках и в нижнем правом углу, в сцене явления Роману Сладкопевцу.
Рядом с Богоматерью в облаках показаны отдельно стоящие фигуры Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, за их спинами — сонм святых. В центре нижней части композиции — Роман Сладкопевец. Радом с ним — Св. Епифаний и его учитель Андрей, Христа ради юродивый, на житии которого и основан сюжет Покрова.
#9
Состояние сохранности
#23
Общий вид иконы до реставрации
#12
Икона была сильно загрязнена, олифа потемнела. Красочный слой местами вздулся и осыпался. Деревянная основа также была местами утрачена, края сильно потерты.
Особенно значительными были утраты красочного слоя и левкаса в нижнем правом углу иконы. Здесь обнажилась паволока и даже основа иконы.
#13

Нижний правый угол иконы до реставрации
#14
Дерево сильно деформировалось, и на обороте иконы появились глубокие трещины. Они были видны и с лицевой стороны, длина трещин составляла до 33 см.
#15

Верхний край иконы. Трещины в деревянной основе
#16
Реставрация
#18

Срединное раскрытие иконы
#21
До поступления в Центр Грабаря красочный слой иконы «Покров Богоматери» был укреплен несколько раз: в 1961, 1963, 1976 годах. Реставраторы Центра делали профилактические заклейки, чтобы предотвратить разрушение.
Реставратор Центра им. Грабаря раскрыл слой потемневшей олифы, заделал трещины и подвел грунт в местах утрат. Места утрат красочного слоя были тонированы.
Реставратор Центра им. Грабаря раскрыл слой потемневшей олифы, заделал трещины и подвел грунт в местах утрат. Места утрат красочного слоя были тонированы.
#22
Фрагмент в процессе и после реставрации
#19
В завершение в местах утрат авторской живописи был подведен реставрационный левкас в тон окружающего живописного слоя. Икона была покрыта защитным лаком.
#24
Общий вид иконы после реставрации
#25
Вятский художественный музей
read morehide
Покров Богоматери
Dimensions
106x75 cm
Technique
дерево, левкас, темпера
Collection
Exhibition
3

Open in app
Share