Икона поступила в собрание Вятского губернского музея искусства и старины (ныне Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых) из Свято-Троицкого кафедрального собора города Вятки до 1938 года.
1 / 3
Сошествие Святого Духа
Dimensions
107x87 cm
Technique
дерево, левкас, темпера
Collection
Exhibition
6
Open in app#2
#3

Свято-Троицкий кафедральный собор в Вятке
#4
Первое пробное раскрытие иконы еще в 1921 году произвел Сергей Павлович Рязанцев, служащий музея Вятки и ученик московского реставратора Александра Александровича Глазунова. В 1920–1930-х годах Рязанцев описал и частично раскрыл более трех десятков образов, собранных в музее из вятских соборов, и подготовил почву для последующих поколений реставраторов.
#5

Сергей Павлович Рязанцев (1880–1943)
#6
Сюжет «Сошествие Святого Духа на апостолов» — один из вариантов иконографии Акафиста Богоматери (Акафист — разновидность хвалебного церковного песнопения). В центре изображения — Богоматерь на троне, вокруг нее расположены двенадцать апостолов. В верхней части иконы изображен Святой Дух в виде голубя, окруженного двенадцатью язычками пламени, по одному для каждого из учеников Христа.
#7
Состояние сохранности
#22
Общий вид иконы до реставрации
#9
Еще в XIX веке икону поновляли. Поскольку старые потемневшие образа казались настоятелям храмов недостаточно яркими, зачастую иконы попросту прописывали — покрывали новым слоем живописи. В данном случае поновили отдельные фрагменты изображения, а также поля иконы, которые были покрыты бронзовой краской.
Олифа сильно потемнела, что сделало изображение практически неразличимым.
Олифа сильно потемнела, что сделало изображение практически неразличимым.
#10

Фрагмент средней части правого края иконы до реставрации
#11
Вокруг нимбов святых были следы от гвоздей, которыми прибивали металлические накладки, не сохранившиеся до наших дней.
#12

Фрагмент средней части верхнего края иконы
#13
В верхней части иконы были глубокие царапины до грунта и даже до деревянной основы. По всему периметру доски красочный слой раскрошился.
#14

Оборот иконы до реставрации
#15
На обороте остались инвентарные номера музея. От сырости, возможно, еще в храме, в верхней части задника образовался затек.
#16
Реставрация
#17

Срединное раскрытие иконы
#18
Реставратор устранил потемневшую олифу и поздние прописи с иконы. Самые мелкие фрагменты пришлось удалять под микроскопом.
#21

Удаление поверхностных загрязнений
#20
В местах утрат и потертостей авторской живописи были нанесены тонировки. В завершение реставраторы покрыли памятник лаком, чтобы защитить живопись от дальнейших разрушений.
#23
Общий вид иконы после реставрации
#24
Вятский художественный музей
read morehide
Сошествие Святого Духа
Dimensions
107x87 cm
Technique
дерево, левкас, темпера
Collection
Exhibition
6

Open in app
Share