Икона «Успение Пресвятой Богородицы» поступила в собрание музея в 1920–1922 годах, вероятно, из Никольской церкви старинного села Шестаково Слободского уезда Вятской губернии. Одна из экспедиций губернского Наркомпроса обнаружила эту икону в храме и доставила в Вятский губернский музей искусства и старины.
1 / 3
Успение Пресвятой Богородицы
Dimensions
92x67,5 cm
Technique
дерево, левкас, темпера
Collection
Exhibition
2
Open in app#2
#3

Село Шестаки. Никольская церковь
#4
Успение Богородицы относится к числу двунадесятых праздников. В центре иконы — ложе с телом Девы Марии. За ложем изображена фигура Христа, который держит в руках спеленутого младенца — душу Богоматери.
Христос изображен на фоне желто-красной мандорлы (особая разновидность нимба, в котором помещается вся фигура святого). За его спиной виден шестикрылый серафим. Этот ангельский чин в христианской традиции считался наиболее приближенным к Богу. Вокруг ложа стоят святые со свечами.
#7
Состояние сохранности
#17
Общий вид иконы до реставрации
#8
Поверхность иконы была покрыта слоями потемневшей олифы. Во многих местах красочный слой осыпался, обнажив левкас и деревянную основу. Были видны места пробных раскрытий, которые показали наличие живописи XVII века под поздними записями. Наиболее аварийный участок красочного слоя находился под профилактической заклейкой
#9

Нижний правый угол иконы до реставрации
#10
Особенно сильно пострадал живописный слой нижнего края иконы. По всему периметру также были многочисленные утраты живописи. В центральной части иконы доски разошлись, и образовалась трещина во всю высоту иконы.
#11
Реставрация
#12

Срединное раскрытие иконы
#13
Реставратор раскрыл слой потемневшей олифы и удалил загрязнения. Пробные раскрытия показали, что первоначальный слой живописи хорошо сохранился, и реставрационный совет принял решение удалить поздние записи.
#14

Фрагмент центральной части иконы в процессе реставрации. Цифры-маркеры обозначают слои поздних записей
#15
Затем были заделаны трещины деревянной основы. В местах утрат красочного слоя был подведен реставрационный грунт, утраты были тонированы. В завершение икона была покрыта защитным лаком, чтобы предотвратить повреждения красочного слоя.
#18
Общий вид иконы после реставрации
#19
Вятский художественный музей
read morehide
Успение Пресвятой Богородицы
Dimensions
92x67,5 cm
Technique
дерево, левкас, темпера
Collection
Exhibition
2

Open in app
Share