На Руси ложка появилась по приказу князя Владимира в 998 году, который сразу после крещения народа велел правило есть не руками, а специальными для того приспособлениями. Уже в «Повести временных лет» она упоминается, как привычный и необходимый во время еды предмет.
Процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши», у опытного мастера составлял 20 минут. При этом раскалывание чурбана на баклуши и их обтесывание доверяли детям, а скобление, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.
Также деревянные ложки использовали в качестве музыкальных инструментов. Первые документы, в которых упоминалась игра на ложках, датированы XVIII веком. Тех, кто на них играл, называли ложкарями. Впервые ложки в этом качестве стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Музыканты, игравшие на ложках, использовали от двух до пяти ложек, порой снабжавшихся «гремушками». Такой необычный старинный музыкальный инструмент издавал мелодичный и чистый звук, а если на ложках играло сразу несколько музыкантов — неповторимую симфонию звуков.
Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении.
Ложки носили при себе в особых футлярах, иногда просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «К чужому столу, да со своей ложкой» или «Запасливый гость без ложки не ходит».
Лучшим материалом для резьбы считаются липа, осина, ольха и другие лиственные породы, из хвойных чаще используют кедр, сосну, пихту и лиственницу.
В крестьянском быту чаще всего встречались «белые», неокрашенные ложки из осины и березы. Самыми дорогостоящими были ложки с резной ручкой и рисунками, изготовленные из фруктовых деревьев.
На Руси, как и в последующие столетия, деревянные ложки изготавливались вручную. Как правило, каждый крестьянин с малолетства учился вырезать себе собственный столовый прибор. На Руси существовало множество вариантов деревянных ложек — от грубых бурлацких до тонких и резных остроконечных.
На Руси, как и в последующие столетия, деревянные ложки изготавливались вручную. Как правило, каждый крестьянин с малолетства учился вырезать себе собственный столовый прибор. На Руси существовало множество вариантов деревянных ложек — от грубых бурлацких до тонких и резных остроконечных.
Процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши», у опытного мастера составлял 20 минут. При этом раскалывание чурбана на баклуши и их обтесывание доверяли детям, а скобление, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.
Также деревянные ложки использовали в качестве музыкальных инструментов. Первые документы, в которых упоминалась игра на ложках, датированы XVIII веком. Тех, кто на них играл, называли ложкарями. Впервые ложки в этом качестве стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Музыканты, игравшие на ложках, использовали от двух до пяти ложек, порой снабжавшихся «гремушками». Такой необычный старинный музыкальный инструмент издавал мелодичный и чистый звук, а если на ложках играло сразу несколько музыкантов — неповторимую симфонию звуков.