Родился 18 мая 1908 года в семье Алексея Алексеевича и Надежды Пилюгиных. Жили в Петербурге, затем в Орле, в итоге обосновались в Москве.
В 1926 году Коля закончил 9 классов и устроился слесарем в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Он освоил все тонкости своей работы, но понимал, что нужно учиться дальше.
В 1930 году он поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Сначала учился на факультете грузоподъемных машин, потом перевелся на новый приборостроительный. Темой дипломной работы у Николая был жирограф — прибор для измерения угловых скоростей самолета.
В 1944 году Пилюгина перевели в НИИ-1, начальником спецлаборатории в отделе управления, который возглавлял Б.Е. Черток.
После возращения из Германии, в 1947 году Пилюгин переходит на работу к М.С. Рязанскому, в НИИ-885, затем, по предложению Королёва, становится одним из главных конструкторов и входит в Совет, где занимается системами управления ракетой. Коллектив Пилюгина создает систему управления ракетой Р-1, а затем Р-2, значительно более надежную, устойчивую и хорошо управляемую.
В 1963 году коллектив Пилюгина вышел из состава НИИ-885, и Николай Алексеевич стал руководителем института по разработке систем автономного управления — НИИ автоматики и приборостроения.
В 1956 году Пилюгин за разработку ракетной техники был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Самым последним проектом Пилюгина стала система бортового прицеливания на стартовой позиции, то есть автономная ориентация чувствительного элемента гироскопического прибора, задающего направления полета ракеты-носителя.
Николай Алексеевич Пилюгин скончался 2 августа 1982 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Научно-производственному центру автоматики и приборостроения присвоено его имя.
В 1926 году Коля закончил 9 классов и устроился слесарем в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Он освоил все тонкости своей работы, но понимал, что нужно учиться дальше.
Заинтересовался авиацией, знал имена всех летчиков, рисовал самолеты. Молодого человека заметил авиаконструктор А.Н. Туполев, и Николаю дали направление в институт.
В 1930 году он поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Сначала учился на факультете грузоподъемных машин, потом перевелся на новый приборостроительный. Темой дипломной работы у Николая был жирограф — прибор для измерения угловых скоростей самолета.
В 1935 году Николай Пилюгин, уже дипломированный инженер, вернулся в ЦАГИ и воплотил этот прибор в действующий аппарат. Этот прибор использовался для измерения более полувека. Так Николай стал заниматься системами управления самолетов.
В 1941 году он перешел в отделившийся от ЦАГИ Летно-исследовательский институт (ЛИИ, тогда он назывался Летно-испытательным). Когда началась война, просился на фронт, но его не отпустили. Во время войны занимался разработкой самолетной автоматики и испытаниями автопилотов. В 1943 году защитил кандидатскую диссертацию.
В 1944 году Пилюгина перевели в НИИ-1, начальником спецлаборатории в отделе управления, который возглавлял Б.Е. Черток.
В 1945 году Черток, а затем и Пилюгин, были командированы в Германию.
После возращения из Германии, в 1947 году Пилюгин переходит на работу к М.С. Рязанскому, в НИИ-885, затем, по предложению Королёва, становится одним из главных конструкторов и входит в Совет, где занимается системами управления ракетой. Коллектив Пилюгина создает систему управления ракетой Р-1, а затем Р-2, значительно более надежную, устойчивую и хорошо управляемую.
В 1963 году коллектив Пилюгина вышел из состава НИИ-885, и Николай Алексеевич стал руководителем института по разработке систем автономного управления — НИИ автоматики и приборостроения.
В 1956 году Пилюгин за разработку ракетной техники был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1961 году, после гагаринского полета, это звание ему присваивают повторно.
В 1958 году Николая Алексеевича избирают членом-корреспондентом, а в 1966 году — действительным членом Академии Наук СССР. В 1967 году он становится членом Президиума Академии.
Самым последним проектом Пилюгина стала система бортового прицеливания на стартовой позиции, то есть автономная ориентация чувствительного элемента гироскопического прибора, задающего направления полета ракеты-носителя.
Николай Алексеевич участвовал в создании ракет-носителей «Протон-1» и «Протон-2». Его называли «штурманом космических трасс». Занимался он и созданием системы управления возвращаемым кораблём «Буран». Но до триумфального полета не дожил.
Николай Алексеевич Пилюгин скончался 2 августа 1982 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Научно-производственному центру автоматики и приборостроения присвоено его имя.