Преображение Господне
Размер
71x60 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
#1
#2
Преображение Господне описано тремя евангелистами, кроме Иоанна. Оно произошло перед возвращением Христа в Иерусалим, где его схватили и распяли. В момент Преображения открылась божественная слава Спасителя. Но чудо совершилось в уединенном месте в присутствии лишь трех избранных апостолов — Петра, Иакова и Иоанна.
По преданию, местом Преображения была гора Фавор в Галилее. На иконе она изображена в виде трех вершин, на которых стоят Христос и два его собеседника — явившиеся ему пророки Илия и Моисей.
Облик Иисуса изменился. Одежды его стали белыми, как снег, а лицо просияло, как солнце. Это изменение не изображалось в искусстве буквально, чтобы не разрушать человеческого образа Христа. Но его белоснежные одежды покрывают золотые лучи, символизирующие божественный нетварный Свет. Золотое сияние исходит и от фигуры Спасителя, отчетливо выделяясь на фоне большой круглой мандорлы, означающей явление Божества. Синий цвет мандорлы подчеркивает яркость белоснежных одежд. Со временем синие и голубые краски приобрели более темный зеленоватый оттенок из-за пропитавшей их олифы. Слева стоит старец Илия, справа — пророк Моисей с короткой бородкой. Пророки говорили с Иисусом об исходе, который надлежит ему совершить в Иерусалиме, то есть о его смерти и воскресении (Евангелие от Луки, глава 9).
Внизу представлены трое апостолов, пораженных видением. Двое из них упали и не в силах взирать на сияющего Христа. Необычна фигура Иакова, скатывающегося по склону горы. Лишь апостол Петр нашел в себе силы заговорить со Христом и в восхищении сказал: «Учитель! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (шалаша): Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Евангелие от Марка, глава 9). После этого явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из него голос Бога: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Евангелие от Матфея, глава 17). Но в иконописи этого периода незримое присутствие Бога Отца не изображалось. Оно подразумевается в прославленном облике самого Христа.
Величественная композиция следует московским иконам первой четверти XV века круга Андрея Рублева. В изящных пропорциях и гармоничных движениях персонажей, объединенных ритмом дугообразных линий, также очевидна ориентация на лучшие классические образцы. Однако колорит и техника письма иконы указывает на создание ее в раннем XVI веке. Иконописец добился мягкости цветовых сочетаний синих и зеленых, охристых и вишневых тонов с нежно-зеленым фоном. Образ поступил из церкви села Чамерова Весьегонского района, но первоначальное происхождение иконы остается неизвестным.
Внизу представлены трое апостолов, пораженных видением. Двое из них упали и не в силах взирать на сияющего Христа. Необычна фигура Иакова, скатывающегося по склону горы. Лишь апостол Петр нашел в себе силы заговорить со Христом и в восхищении сказал: «Учитель! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (шалаша): Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Евангелие от Марка, глава 9). После этого явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из него голос Бога: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Евангелие от Матфея, глава 17). Но в иконописи этого периода незримое присутствие Бога Отца не изображалось. Оно подразумевается в прославленном облике самого Христа.
Величественная композиция следует московским иконам первой четверти XV века круга Андрея Рублева. В изящных пропорциях и гармоничных движениях персонажей, объединенных ритмом дугообразных линий, также очевидна ориентация на лучшие классические образцы. Однако колорит и техника письма иконы указывает на создание ее в раннем XVI веке. Иконописец добился мягкости цветовых сочетаний синих и зеленых, охристых и вишневых тонов с нежно-зеленым фоном. Образ поступил из церкви села Чамерова Весьегонского района, но первоначальное происхождение иконы остается неизвестным.
читать дальшескрыть
Преображение Господне
Размер
71x60 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться