Прялка изготовлена во второй половине XIX века. Она украшена характерной урало-сибирской росписью с «разбельным» мазком. Благодаря этому приёму, за счет механического смешения цветов, получались мягкие переходы от цвета к цвету. Цветы-«розетки» со множеством лепестков расположены в центре по оси симметрии, а травка с длинными пушистыми стеблями и ягодами заполняет свободное пространство. Роспись отличается динамикой и графичностью: чёткие, пластичные линии-«привязки» белого и жёлтого цвета соединяют элементы росписи в единую композицию.
Точное время появления прялок на Руси назвать невозможно. Это глубокая древность. Если в литературе или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой. Прядение — исконно-женское занятие. В 7–8 лет девочке дарили первую прялку, и она начинала учиться ремеслу. С этого времени прялка становилась верной спутницей на всю оставшуюся жизнь.
Русская деревянная прялка — это приспособление для ручного прядения пряжи в одну нить. Конструкция её достаточно проста. Она состоит из «донца» (основание на котором сидит пряха), «лопасти» (на которой закрепляется кудель) и «ножки-стойки», соединяющую конструкцию. В зависимости от региона, лопасть могли заменить на гребень.
Прядение вручную — очень трудоёмкий и монотонный процесс: пряха аккуратно вытягивала из кудели несколько волокон, слегка скручивала их тремя пальцами левой руки и формировала рыхлую нить-«ровницу». «Ровница» привязана к веретену. Пальцами правой руки пряха вращала веретено и закручивала нить. Чтобы нить прялась тонко и ровно, требовалось особое мастерство. Даже опытная пряха делала не более трёхсот метров нити в день.
Прядением и ткачеством занимались четыре месяца с конца осени и всю зиму. Утомительный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки». Девушки пряли, а парни приходили завязывать знакомство и пообщаться. Но игры и танцы начинались лишь после того как девушки выполняли урок — т. е. заканчивалась кудель которую нужно спрясть в этот день. Глядя на незамужних рукодельниц, парни присматривали себе будущую жену. Случалось, что на таких посиделках парень, желающий завязать «официальные» отношения с приглянувшейся девушкой прилюдно дарил богато украшенную прялку.
С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия. По поверьям, заниматься прядением в праздничные дни и в воскресное утро было грешно. Нельзя было прясть в мужском углу — рядом с иконами. После работы прялка убиралась с благословением, иначе «Кикимора придет». С прялки начинался жизненный путь человека: над ней перерезали пуповину младенцу, через прялку передавали крестной матери крестника. Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Участвовала прялка и в свадебных обрядах.
Красивая прялка, украшенная резьбой или росписью, была гордостью владелицы. Особая декоративность объясняется тем, что прялку часто приносили на публичное рассмотрение — на супрядки или посиделки.
Прялок в доме, было несколько, у каждой женщины — своя. Особо красивую, памятную прялку женщина берегла и старалась передать дочери по наследству.