Очевидный и мощный творческий подъем Александра Дейнеки связан с трагическими и героическими обстоятельствами военного времени. Именно Дейнеке принадлежат знаменитые и наиболее знаковые произведения, запечатлевшие эпизоды борьбы против фашизма.
«Сбитый ас» — это живописно остановленное мгновение между жизнью и смертью, когда триумф полета оборачивается падением. Немецкий летчик, ещё недавно господствовавший в вышине, теперь обреченно обрушивается вниз, повторяя траекторию своего горящего истребителя.
Он уже не в небе, но ещё не на земле, и это мгновение растянуто в вечность. Его руки подняты — инстинктивное, бессознательное желание защититься, но пространство беспощадно. Под ним — растерзанный, опустошенный пейзаж, остовы разрушенных домов, куски оборонительных заграждений.
Сбитый ас словно исторгнут небом, откуда он нес огонь войны. И теперь его без сожаления готова принять земная твердь, чтобы сделать врага частью разрушенного им мира.
Композиция выстроена жестко, почти беспощадно. Здесь нет хаоса, нет случайности. Чёрное пятно фигуры, напряжённые линии тела, диагональное движение, предельная четкость силуэта — все создает эффект неизбежности.
Почти монохромное звучание цвета: белый, серый, чёрный. Война не оставляет места эмоциям. И в этом документальном лаконизме кроется её страшная правда.