Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Схема экспозиции «Вселенная Гутенберга»

0
Открыть в приложении
#2
«Вселенная Гутенберга» — это современная мультимедийная образовательно-просветительская площадка, где лучшие образцы изданий XV–XX веков и технологий XXI века создадут неповторимую атмосферу увлекательного путешествия в мир 600-летней истории книгопечатания от Гутенберга до наших дней.
#7

Первый книгопечатник

#45
Как и история печатной книги, так и наша экспозиция начинается с первого книгопечатника Иоганна Гутенберга — изобретателя из немецкого города Майнц.
#8

Виртуальная книга

#50
Открывает экспозицию виртуальный образ «Всеобщей истории книги»
Открывает экспозицию виртуальный образ «Всеобщей истории книги». Имитируя перелистывание страниц и не прикасаясь рукой к проекции на барельефе, можно ознакомиться с полным текстом, раскрывающим предысторию и историю книгопечатания в Европе.

Сочинение Л.И. Владимирова «Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение, XVII век».
#11

Гравюры Йоста Аммана

#14
Круговая проекция историко-бытовых портретов представителей различных профессий, которые были задействованы в создании и распространении книги с XVI по XVIII век.

Автор гравюр — швейцарский художник и гравер Йост Амман (1539–1591), признанный мастер книжной иллюстрации и ксилографии.

Вы увидите 20 гравюр из «Описания всех сословий и ремесел на земле» (1568), известной также как «Книга сословий и ремесленников», созданная художником Йостом Амманом и поэтом Гансом Саксом.

Все гравюры с представителями различных сословий и ремесел, запечатленных в характерном для них бытовом и трудовом окружении, сопровождались стихотворными описаниями ремесел, сочиненными популярным немецким поэтом Гансом Саксом (1494–1576).

Творческий союз талантливого гравера и колоритного поэта-сапожника сделал «Книгу сословий и ремесленников» популярным изданием. Являясь ценным источником для ознакомления с жизненным укладом и бытом Германии XVI века, она многократно переиздавалась вплоть до ХХ века, и до сих пор представляет интерес для историков, литературоведов, культурологов и искусствоведов.
#16
Источник изображений:
Amman, Jost 
Eygentliche Beschreibung aller Stände auff Erden, Hoher und Nidriger, Geistlicher und Weltlicher, Aller Künsten, Handwercken und Händeln… / Durch den weitberümpten Hans Sachsen Gantz … — 2. Aufl. — München: Bei Georg Hirth, 1896. — Вых. данные ориг. изд. на тит. л. и в колоф.: Getruckt zu Franckfurt am Mayn: bey Georg Raben, in Verlegung Sigmund Feyrabents, 1568.
Фонд редкой книги БИЛ. Инв. № 466109.
#10

Модель печатного станка XV века

#47
Действующая модель станка Иоганна Гутенберга изготовлена российскими мастерами по старинным чертежам. Вы сможете узнать, как устроен печатный станок XV века и почувствовать себя первопечатником, сделав своими руками оттиск, который останется у вас на память.
#9

Инкунабула

#18
Инкунабулы — книги, изданные в Европе с 1450 года до 1 января 1501 года, тиражи которых были не больше 100–300 экземпляров. Это редкие и ценные памятники старины, которые не только хранят историю, но и сами являются историей: бумага, материалы, чернила, шрифты, оформление иллюстраций, переплет — все отражает искусство и технологии того времени. 

В гроте с изображением города Нюрнберга вы найдет инкунабулу издателя Антона Кобергера, вышедшую в 1481 году, а рядом — первопечатные издания известных типографов, созданные на заре книгопечатания.

#12

Центры европейского книгопечатания

#19
Новый революционный способ производства книг быстро распространялся сначала в Германии, а затем и за ее пределами. Процесс шел стремительно: в конце XV века книги печатались уже во всей Западной и Центральной Европе. 
 
Крупные центры книгопечатания возникали в торговых и университетских городах. К 1500 году появилось более 1000 типографий, где было напечатано около 40 тысяч инкунабул общим тиражом порядка 12 миллионов экземпляров. 
 
Стилизованная интерактивная карта позволяет перенести вас в Европу XV–XVIII веков и наглядно продемонстрировать, как распространялось книгопечатание, и где были основные центры издания книг. Выбрав на экране управления картой интересующее вас место или издательство, вы сможете узнать много нового и интересного о книгах и людях их создавших.
#20

Искусство

#23
В Европе появление печати изображений на бумаге относится к концу XIV века, когда появилась ксилография — оттиск на бумагу вырезанного на деревянной доске рисунка.

В книгах, изданных Гутенбергом, не было напечатанных иллюстраций, художественно они были оформлены вручную. Первые печатные иллюстрации появляются в середине XV века, и достаточно быстро занимают в книге равнозначное с текстом место. Уже в конце XV века издают книги, контурные иллюстрации в которой гармонично сочетаются с рисунком нового шрифта, образуя единый художественный образ книги.

В XVII веке возникает необходимость печати изображений большого формата и появляется новая техника гравирования на меди. В это время книжную иллюстрацию обычно печатают отдельно от наборного текста, а затем вклеивают в книгу, иногда лишь в часть тиража, что приводит к появлению разных вариантов одного издания.

XVIII век — настоящий расцвет книжной иллюстрации. Необычайно разнообразной становится тематика — помимо религиозных сюжетов иллюстрация становится неотъемлемой частью научных, популярных, учебных и развлекательных изданий. К искусству книжной гравюры обращаются многие выдающиеся художники.

Рубеж XVIII–XIX веков ознаменован изобретением новой техники гравюры — литографии. Печать с литографского камня давала возможность передать «живой» рисунок и стала стимулом для дальнейшего развития графики в целом и книжной иллюстрации в частности. Появились отдельно издававшиеся тетради с иллюстрациями к известным литературным произведениям, которые можно было собирать в альбомы.

В книжных иллюстрациях XX–XXI веков применяются всевозможные техники печати, а безграничное разнообразие тем делает книжную иллюстрацию одной из самых привлекательных и значимых тем в искусстве.
#22
Современные технологии анимации позволили «оживить» гравюры по мотивам шедевров Рафаэля — фресок в станцах Папского дворца в Ватикане, а информационный киоск со структурированной информацией предоставит вам исчерпывающее описание представленных изображений.
Экспозиция Центра
#24

Книги о путешествиях

#25
Развитие книгопечатания и эпоха великих географических открытий пришлись на одно время. Благодаря изданию печатных книг в Европе быстро узнавали о новых землях. Так, именно благодаря многочисленным публикациям дневниковых записей Америго Веспуччи его именем был назван новый континент.

Книги о путешествиях, многие из которых были хорошо иллюстрированы гравюрами, содержали разнообразные этнографические, ботанические, зоологические, геологические сведения, расширявшие представление человека об окружающем его мире.

Подробнее рассмотреть издания зарубежных путешественников XVI–XIX веков о далекой и экзотической для европейцев России можно в информационном киоске, где иллюстративный материал изданий дополнен подробными аннотациями.

Посетители могут посмотреть несколько документальных фильмов о путешествиях, людях и редких книгах. В зале транслируются фильмы:
#26
  • Кинокнига «Большое путешествие Карамзина». 
  • «Пока Москва была столицей» (из документального цикла «Россия глазами иностранцев» на телеканале «365 дней ТВ»).
  • «Инкогнито из свиты»: второе путешествие Петра I в Европу (из серии «Настоящее — прошедшее (поиски и находки)» телекомпании «Плеяда»).
  • «Этот легендарный Герберштейн» (из серии «Настоящее — прошедшее (поиски и находки)» телекомпании «Плеяда»).
#28

Личные коллекции, экслибрисы и суперэкслибрисы

#30
Экслибрисы и суперэкслибрисы, штампы, владельческие записи, ярлыки и наклейки, рукописные пометы — все то, что обобщенно называется «книжными знаками», — особое явление книжной культуры. Ими интересуются не только как элементами истории бытования книги, но и как произведениями книжного искусства.

Книжные знаки — источник информации о личности владельца, о характере библиотеки, об историческом периоде и конкретной местности, о развитии той или иной научной отрасли или сферы искусства, об отдельном направлении книжного дела и этапе эволюции книгоиздания.

Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — это графически оформленный личный знак владельца книги, который вклеивается в книгу. Экслибрис, расположенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.

Благодаря этим специальным знакам принадлежности в фонде Библиотеке иностранной литературы выявлено около 300 фрагментов личных книжных коллекций из европейских собраний. Это библиотеки известных ученых, дипломатов, представителей королевских домов и видных государственных деятелей, однако встречаются и совершенно неизвестные нам имена.

С помощью информационного киоска вы можете поближе рассмотреть редкие издания из личных собраний и узнать больше об их содержании и владельцах.
#31

Книги о науке

#32
Книгопечатание позволило широко распространять достижения науки. Развитие научного знания, с одной стороны, и техники гравюры, с другой, привело к тому, что научная книга становится все разнообразнее по тематике и оформлению.

Новые техники гравюры позволили наглядно и подробно показать разнообразие животного и растительного мира, органы человеческого тела, физическую и химическую аппаратуру, планеты и созвездия и др. На смену схематическим изображениям приходят детальные и точные гравюры, зачастую раскрашенные вручную.

В информационном киоске вы ознакомитесь с иллюстрированными научными трактатами XVI–XX веков.
#33

Книги о войне

#34
Накопленные на протяжении тысячелетий знания о ведении военных действий стали предметом публикаций уже в самом начале книгопечатания. Издания о войне существовали в разнообразных формах: фундаментальные труды древних авторов, трактаты с подробными практическими наставлениями и максимально точными техническими рисунками и чертежами, энциклопедии военного дела, первые учебные пособия, военные мемуары, альбомы военной формы и др.

Книги по военному делу постоянно совершенствовались: картографы научились составлять точные планы сражений с воспроизведением рельефа местности, придумали способы графического изображения военного строя. Большие листы гравюр даже в книгах малого формата — характерная особенность изданий по военному делу.

Выдающиеся образцы литературы по военному делу с иллюстрациями и подробными аннотациями доступны в информационном киоске раздела.

«Озвученная» гравюра из книги по теории и практике военного дела немецкого автора XVI века Леонгарда Фронспергера — одна из многочисленных иллюстраций издания, на которой представлен порядок расстановки и действий войск во время осады крепости. Звуковой купол, расположенный в непосредственной близости от гравюры, погружает в атмосферу исторического сражения.
#35

Художественная литература

#36
Эпоха преобразований в книгопечатании совпадает с периодом развития художественной литературы. Новая беллетристика занимает все большую долю в книжной продукции, а внутри нее происходит переход к новым жанрам. Это, в свою очередь, требовало новых книжных и, в частности, иллюстративных решений. 

Оформление книги соответствовало по стилю той обстановке, в которой она читалась. Основная масса беллетристики выходила в дешевых изданиях. Для богатых читателей издавали книги с обилием иллюстраций первоклассных художников и граверов. Читатель среднего класса получал удовольствие от книг со скромными, но изящными наборными виньетками. 

С книгопечатанием неразрывно связана одна из важнейших областей графики — иллюстрирование художественных произведений. 

На заре книгопечатания стали выходить издания в едином художественном оформлении. В XVIII веке для изящных французских и голландских изданий работали первоклассные художники и выдающиеся граверы. В XIX веке иллюстрация художественного произведения стала «портретом» книги, выражающим ее характерные особенности. 
 
В витринах этого раздела вы увидите шедевры мирового литературного наследия в изданиях, отражающих развитие лучших традиций книгоиздательства.
#37

Музыка и книга

#38
Здесь вы найдете видеоряд иллюстраций к известным литературным произведениям в сопровождении классических мелодий, позволяющих наполнить звуками сюжеты знакомых книг. 

Вы увидите и услышите:
#39
  • Иллюстрации Гюстава Доре к роману Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» в сопровождении «Испанской серенады» Хоакина Малатса.
  • Гравюры с рисунков Рафаэля к сказанию о Психее из романа Апулея «Метаморфозы» в сопровождении «Падоана и гальярда» Винченцо Галилеи.
  • Альбом литографий с картин Каналетто «Сувенир из Венеции» в сопровождении «Ларго из концерта для лютни ре мажор» Антонио Вивальди.
  • Эскизы костюмов и декораций Михаила Шемякина к балету «Щелкунчик» в сопровождении фрагмента из балета «Щелкунчик» Пётра Ильича Чайковского. 
  • Иллюстрации к «Трактату о фехтовании» Пьера Жака Франсуа Жирара в сопровождении марша «Турецкая церемония» Жана-Батиста Люлля из комического балета «Мещанин во дворянстве».
  • Иллюстрации Августа Иоганна Рёзеля фон Розенгофа из журнала «Увлекательные насекомые» в сопровождении фрагмента из оперы «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза. 
  • Иллюстрации Артура Рэкхема к комедии Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» в сопровождении интермеццо из одноименной концертной сюиты Феликса Мендельсона.
#40

Лекционный зал

#42
В лекционном зале вы найдете временные тематические выставки, а на проходящих здесь мероприятиях можно получить более глубокие знания о книжном деле, о людях, участвовавших в создании и совершенствовании книги на протяжении веков.
#41

Читальный зал

#49
В читальном зале созданы комфортные условия для самостоятельной работы с оригиналами изданий из собрания редких книг Библиотеки иностранной литературы, насчитывающего порядка 53 000 документов XV–XXI веков на 57 языках народов мира.
#51
читать дальшескрыть

Схема экспозиции «Вселенная Гутенберга»

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%