«Вселенная Гутенберга» — это современная мультимедийная образовательно-просветительская площадка, где лучшие образцы изданий XV–XX веков и технологий XXI века создадут неповторимую атмосферу увлекательного путешествия в мир 600-летней истории книгопечатания от Гутенберга до наших дней.
#2
#7
Первый книгопечатник
#45
Как и история печатной книги, так и наша экспозиция начинается с первого книгопечатника Иоганна Гутенберга — изобретателя из немецкого города Майнц.
#8
Виртуальная книга
#50
Открывает экспозицию виртуальный образ «Всеобщей истории книги»
Открывает экспозицию виртуальный образ «Всеобщей истории книги». Имитируя перелистывание страниц и не прикасаясь рукой к проекции на барельефе, можно ознакомиться с полным текстом, раскрывающим предысторию и историю книгопечатания в Европе.
Сочинение Л.И. Владимирова «Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение, XVII век».
Сочинение Л.И. Владимирова «Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение, XVII век».
#11
Гравюры Йоста Аммана
#14
Круговая проекция историко-бытовых портретов представителей различных профессий, которые были задействованы в создании и распространении книги с XVI по XVIII век.
Автор гравюр — швейцарский художник и гравер Йост Амман (1539–1591), признанный мастер книжной иллюстрации и ксилографии.
Вы увидите 20 гравюр из «Описания всех сословий и ремесел на земле» (1568), известной также как «Книга сословий и ремесленников», созданная художником Йостом Амманом и поэтом Гансом Саксом.
Все гравюры с представителями различных сословий и ремесел, запечатленных в характерном для них бытовом и трудовом окружении, сопровождались стихотворными описаниями ремесел, сочиненными популярным немецким поэтом Гансом Саксом (1494–1576).
Творческий союз талантливого гравера и колоритного поэта-сапожника сделал «Книгу сословий и ремесленников» популярным изданием. Являясь ценным источником для ознакомления с жизненным укладом и бытом Германии XVI века, она многократно переиздавалась вплоть до ХХ века, и до сих пор представляет интерес для историков, литературоведов, культурологов и искусствоведов.
Автор гравюр — швейцарский художник и гравер Йост Амман (1539–1591), признанный мастер книжной иллюстрации и ксилографии.
Вы увидите 20 гравюр из «Описания всех сословий и ремесел на земле» (1568), известной также как «Книга сословий и ремесленников», созданная художником Йостом Амманом и поэтом Гансом Саксом.
Все гравюры с представителями различных сословий и ремесел, запечатленных в характерном для них бытовом и трудовом окружении, сопровождались стихотворными описаниями ремесел, сочиненными популярным немецким поэтом Гансом Саксом (1494–1576).
Творческий союз талантливого гравера и колоритного поэта-сапожника сделал «Книгу сословий и ремесленников» популярным изданием. Являясь ценным источником для ознакомления с жизненным укладом и бытом Германии XVI века, она многократно переиздавалась вплоть до ХХ века, и до сих пор представляет интерес для историков, литературоведов, культурологов и искусствоведов.
#16
Источник изображений:
Amman, Jost
Eygentliche Beschreibung aller Stände auff Erden, Hoher und Nidriger, Geistlicher und Weltlicher, Aller Künsten, Handwercken und Händeln… / Durch den weitberümpten Hans Sachsen Gantz … — 2. Aufl. — München: Bei Georg Hirth, 1896. — Вых. данные ориг. изд. на тит. л. и в колоф.: Getruckt zu Franckfurt am Mayn: bey Georg Raben, in Verlegung Sigmund Feyrabents, 1568.
Фонд редкой книги БИЛ. Инв. № 466109.
Amman, Jost
Eygentliche Beschreibung aller Stände auff Erden, Hoher und Nidriger, Geistlicher und Weltlicher, Aller Künsten, Handwercken und Händeln… / Durch den weitberümpten Hans Sachsen Gantz … — 2. Aufl. — München: Bei Georg Hirth, 1896. — Вых. данные ориг. изд. на тит. л. и в колоф.: Getruckt zu Franckfurt am Mayn: bey Georg Raben, in Verlegung Sigmund Feyrabents, 1568.
Фонд редкой книги БИЛ. Инв. № 466109.
#10
Модель печатного станка XV века
#47
Действующая модель станка Иоганна Гутенберга изготовлена российскими мастерами по старинным чертежам. Вы сможете узнать, как устроен печатный станок XV века и почувствовать себя первопечатником, сделав своими руками оттиск, который останется у вас на память.
#9
Инкунабула
#18
Инкунабулы — книги, изданные в Европе с 1450 года до 1 января 1501 года, тиражи которых были не больше 100–300 экземпляров. Это редкие и ценные памятники старины, которые не только хранят историю, но и сами являются историей: бумага, материалы, чернила, шрифты, оформление иллюстраций, переплет — все отражает искусство и технологии того времени.
В гроте с изображением города Нюрнберга вы найдет инкунабулу издателя Антона Кобергера, вышедшую в 1481 году, а рядом — первопечатные издания известных типографов, созданные на заре книгопечатания.
В гроте с изображением города Нюрнберга вы найдет инкунабулу издателя Антона Кобергера, вышедшую в 1481 году, а рядом — первопечатные издания известных типографов, созданные на заре книгопечатания.
#12
Центры европейского книгопечатания
#19
Новый революционный способ производства книг быстро распространялся сначала в Германии, а затем и за ее пределами. Процесс шел стремительно: в конце XV века книги печатались уже во всей Западной и Центральной Европе.
Крупные центры книгопечатания возникали в торговых и университетских городах. К 1500 году появилось более 1000 типографий, где было напечатано около 40 тысяч инкунабул общим тиражом порядка 12 миллионов экземпляров.
Стилизованная интерактивная карта позволяет перенести вас в Европу XV–XVIII веков и наглядно продемонстрировать, как распространялось книгопечатание, и где были основные центры издания книг. Выбрав на экране управления картой интересующее вас место или издательство, вы сможете узнать много нового и интересного о книгах и людях их создавших.
Крупные центры книгопечатания возникали в торговых и университетских городах. К 1500 году появилось более 1000 типографий, где было напечатано около 40 тысяч инкунабул общим тиражом порядка 12 миллионов экземпляров.
Стилизованная интерактивная карта позволяет перенести вас в Европу XV–XVIII веков и наглядно продемонстрировать, как распространялось книгопечатание, и где были основные центры издания книг. Выбрав на экране управления картой интересующее вас место или издательство, вы сможете узнать много нового и интересного о книгах и людях их создавших.
#20
Искусство
#23
В Европе появление печати изображений на бумаге относится к концу XIV века, когда появилась ксилография — оттиск на бумагу вырезанного на деревянной доске рисунка.
В книгах, изданных Гутенбергом, не было напечатанных иллюстраций, художественно они были оформлены вручную. Первые печатные иллюстрации появляются в середине XV века, и достаточно быстро занимают в книге равнозначное с текстом место. Уже в конце XV века издают книги, контурные иллюстрации в которой гармонично сочетаются с рисунком нового шрифта, образуя единый художественный образ книги.
В XVII веке возникает необходимость печати изображений большого формата и появляется новая техника гравирования на меди. В это время книжную иллюстрацию обычно печатают отдельно от наборного текста, а затем вклеивают в книгу, иногда лишь в часть тиража, что приводит к появлению разных вариантов одного издания.
XVIII век — настоящий расцвет книжной иллюстрации. Необычайно разнообразной становится тематика — помимо религиозных сюжетов иллюстрация становится неотъемлемой частью научных, популярных, учебных и развлекательных изданий. К искусству книжной гравюры обращаются многие выдающиеся художники.
Рубеж XVIII–XIX веков ознаменован изобретением новой техники гравюры — литографии. Печать с литографского камня давала возможность передать «живой» рисунок и стала стимулом для дальнейшего развития графики в целом и книжной иллюстрации в частности. Появились отдельно издававшиеся тетради с иллюстрациями к известным литературным произведениям, которые можно было собирать в альбомы.
В книжных иллюстрациях XX–XXI веков применяются всевозможные техники печати, а безграничное разнообразие тем делает книжную иллюстрацию одной из самых привлекательных и значимых тем в искусстве.
В книгах, изданных Гутенбергом, не было напечатанных иллюстраций, художественно они были оформлены вручную. Первые печатные иллюстрации появляются в середине XV века, и достаточно быстро занимают в книге равнозначное с текстом место. Уже в конце XV века издают книги, контурные иллюстрации в которой гармонично сочетаются с рисунком нового шрифта, образуя единый художественный образ книги.
В XVII веке возникает необходимость печати изображений большого формата и появляется новая техника гравирования на меди. В это время книжную иллюстрацию обычно печатают отдельно от наборного текста, а затем вклеивают в книгу, иногда лишь в часть тиража, что приводит к появлению разных вариантов одного издания.
XVIII век — настоящий расцвет книжной иллюстрации. Необычайно разнообразной становится тематика — помимо религиозных сюжетов иллюстрация становится неотъемлемой частью научных, популярных, учебных и развлекательных изданий. К искусству книжной гравюры обращаются многие выдающиеся художники.
Рубеж XVIII–XIX веков ознаменован изобретением новой техники гравюры — литографии. Печать с литографского камня давала возможность передать «живой» рисунок и стала стимулом для дальнейшего развития графики в целом и книжной иллюстрации в частности. Появились отдельно издававшиеся тетради с иллюстрациями к известным литературным произведениям, которые можно было собирать в альбомы.
В книжных иллюстрациях XX–XXI веков применяются всевозможные техники печати, а безграничное разнообразие тем делает книжную иллюстрацию одной из самых привлекательных и значимых тем в искусстве.
#22
Современные технологии анимации позволили «оживить» гравюры по мотивам шедевров Рафаэля — фресок в станцах Папского дворца в Ватикане, а информационный киоск со структурированной информацией предоставит вам исчерпывающее описание представленных изображений.
Экспозиция Центра
#24
Книги о путешествиях
#25
Развитие книгопечатания и эпоха великих географических открытий пришлись на одно время. Благодаря изданию печатных книг в Европе быстро узнавали о новых землях. Так, именно благодаря многочисленным публикациям дневниковых записей Америго Веспуччи его именем был назван новый континент.
Книги о путешествиях, многие из которых были хорошо иллюстрированы гравюрами, содержали разнообразные этнографические, ботанические, зоологические, геологические сведения, расширявшие представление человека об окружающем его мире.
Подробнее рассмотреть издания зарубежных путешественников XVI–XIX веков о далекой и экзотической для европейцев России можно в информационном киоске, где иллюстративный материал изданий дополнен подробными аннотациями.
Книги о путешествиях, многие из которых были хорошо иллюстрированы гравюрами, содержали разнообразные этнографические, ботанические, зоологические, геологические сведения, расширявшие представление человека об окружающем его мире.
Подробнее рассмотреть издания зарубежных путешественников XVI–XIX веков о далекой и экзотической для европейцев России можно в информационном киоске, где иллюстративный материал изданий дополнен подробными аннотациями.
Посетители могут посмотреть несколько документальных фильмов о путешествиях, людях и редких книгах. В зале транслируются фильмы:
#26
- Кинокнига «Большое путешествие Карамзина».
- «Пока Москва была столицей» (из документального цикла «Россия глазами иностранцев» на телеканале «365 дней ТВ»).
- «Инкогнито из свиты»: второе путешествие Петра I в Европу (из серии «Настоящее — прошедшее (поиски и находки)» телекомпании «Плеяда»).
- «Этот легендарный Герберштейн» (из серии «Настоящее — прошедшее (поиски и находки)» телекомпании «Плеяда»).
#28
Личные коллекции, экслибрисы и суперэкслибрисы
#30
Экслибрисы и суперэкслибрисы, штампы, владельческие записи, ярлыки и наклейки, рукописные пометы — все то, что обобщенно называется «книжными знаками», — особое явление книжной культуры. Ими интересуются не только как элементами истории бытования книги, но и как произведениями книжного искусства.
Книжные знаки — источник информации о личности владельца, о характере библиотеки, об историческом периоде и конкретной местности, о развитии той или иной научной отрасли или сферы искусства, об отдельном направлении книжного дела и этапе эволюции книгоиздания.
Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — это графически оформленный личный знак владельца книги, который вклеивается в книгу. Экслибрис, расположенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.
Благодаря этим специальным знакам принадлежности в фонде Библиотеке иностранной литературы выявлено около 300 фрагментов личных книжных коллекций из европейских собраний. Это библиотеки известных ученых, дипломатов, представителей королевских домов и видных государственных деятелей, однако встречаются и совершенно неизвестные нам имена.
С помощью информационного киоска вы можете поближе рассмотреть редкие издания из личных собраний и узнать больше об их содержании и владельцах.
Книжные знаки — источник информации о личности владельца, о характере библиотеки, об историческом периоде и конкретной местности, о развитии той или иной научной отрасли или сферы искусства, об отдельном направлении книжного дела и этапе эволюции книгоиздания.
Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — это графически оформленный личный знак владельца книги, который вклеивается в книгу. Экслибрис, расположенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.
Благодаря этим специальным знакам принадлежности в фонде Библиотеке иностранной литературы выявлено около 300 фрагментов личных книжных коллекций из европейских собраний. Это библиотеки известных ученых, дипломатов, представителей королевских домов и видных государственных деятелей, однако встречаются и совершенно неизвестные нам имена.
С помощью информационного киоска вы можете поближе рассмотреть редкие издания из личных собраний и узнать больше об их содержании и владельцах.
#31
Книги о науке
#32
Книгопечатание позволило широко распространять достижения науки. Развитие научного знания, с одной стороны, и техники гравюры, с другой, привело к тому, что научная книга становится все разнообразнее по тематике и оформлению.
Новые техники гравюры позволили наглядно и подробно показать разнообразие животного и растительного мира, органы человеческого тела, физическую и химическую аппаратуру, планеты и созвездия и др. На смену схематическим изображениям приходят детальные и точные гравюры, зачастую раскрашенные вручную.
В информационном киоске вы ознакомитесь с иллюстрированными научными трактатами XVI–XX веков.
Новые техники гравюры позволили наглядно и подробно показать разнообразие животного и растительного мира, органы человеческого тела, физическую и химическую аппаратуру, планеты и созвездия и др. На смену схематическим изображениям приходят детальные и точные гравюры, зачастую раскрашенные вручную.
В информационном киоске вы ознакомитесь с иллюстрированными научными трактатами XVI–XX веков.
#33
Книги о войне
#34
Накопленные на протяжении тысячелетий знания о ведении военных действий стали предметом публикаций уже в самом начале книгопечатания. Издания о войне существовали в разнообразных формах: фундаментальные труды древних авторов, трактаты с подробными практическими наставлениями и максимально точными техническими рисунками и чертежами, энциклопедии военного дела, первые учебные пособия, военные мемуары, альбомы военной формы и др.
Книги по военному делу постоянно совершенствовались: картографы научились составлять точные планы сражений с воспроизведением рельефа местности, придумали способы графического изображения военного строя. Большие листы гравюр даже в книгах малого формата — характерная особенность изданий по военному делу.
Выдающиеся образцы литературы по военному делу с иллюстрациями и подробными аннотациями доступны в информационном киоске раздела.
«Озвученная» гравюра из книги по теории и практике военного дела немецкого автора XVI века Леонгарда Фронспергера — одна из многочисленных иллюстраций издания, на которой представлен порядок расстановки и действий войск во время осады крепости. Звуковой купол, расположенный в непосредственной близости от гравюры, погружает в атмосферу исторического сражения.
Книги по военному делу постоянно совершенствовались: картографы научились составлять точные планы сражений с воспроизведением рельефа местности, придумали способы графического изображения военного строя. Большие листы гравюр даже в книгах малого формата — характерная особенность изданий по военному делу.
Выдающиеся образцы литературы по военному делу с иллюстрациями и подробными аннотациями доступны в информационном киоске раздела.
«Озвученная» гравюра из книги по теории и практике военного дела немецкого автора XVI века Леонгарда Фронспергера — одна из многочисленных иллюстраций издания, на которой представлен порядок расстановки и действий войск во время осады крепости. Звуковой купол, расположенный в непосредственной близости от гравюры, погружает в атмосферу исторического сражения.
#35
Художественная литература
#36
Эпоха преобразований в книгопечатании совпадает с периодом развития художественной литературы. Новая беллетристика занимает все большую долю в книжной продукции, а внутри нее происходит переход к новым жанрам. Это, в свою очередь, требовало новых книжных и, в частности, иллюстративных решений.
Оформление книги соответствовало по стилю той обстановке, в которой она читалась. Основная масса беллетристики выходила в дешевых изданиях. Для богатых читателей издавали книги с обилием иллюстраций первоклассных художников и граверов. Читатель среднего класса получал удовольствие от книг со скромными, но изящными наборными виньетками.
С книгопечатанием неразрывно связана одна из важнейших областей графики — иллюстрирование художественных произведений.
На заре книгопечатания стали выходить издания в едином художественном оформлении. В XVIII веке для изящных французских и голландских изданий работали первоклассные художники и выдающиеся граверы. В XIX веке иллюстрация художественного произведения стала «портретом» книги, выражающим ее характерные особенности.
В витринах этого раздела вы увидите шедевры мирового литературного наследия в изданиях, отражающих развитие лучших традиций книгоиздательства.
Оформление книги соответствовало по стилю той обстановке, в которой она читалась. Основная масса беллетристики выходила в дешевых изданиях. Для богатых читателей издавали книги с обилием иллюстраций первоклассных художников и граверов. Читатель среднего класса получал удовольствие от книг со скромными, но изящными наборными виньетками.
С книгопечатанием неразрывно связана одна из важнейших областей графики — иллюстрирование художественных произведений.
На заре книгопечатания стали выходить издания в едином художественном оформлении. В XVIII веке для изящных французских и голландских изданий работали первоклассные художники и выдающиеся граверы. В XIX веке иллюстрация художественного произведения стала «портретом» книги, выражающим ее характерные особенности.
В витринах этого раздела вы увидите шедевры мирового литературного наследия в изданиях, отражающих развитие лучших традиций книгоиздательства.
#37
Музыка и книга
#38
Здесь вы найдете видеоряд иллюстраций к известным литературным произведениям в сопровождении классических мелодий, позволяющих наполнить звуками сюжеты знакомых книг.
Вы увидите и услышите:
Вы увидите и услышите:
#39
- Иллюстрации Гюстава Доре к роману Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» в сопровождении «Испанской серенады» Хоакина Малатса.
- Гравюры с рисунков Рафаэля к сказанию о Психее из романа Апулея «Метаморфозы» в сопровождении «Падоана и гальярда» Винченцо Галилеи.
- Альбом литографий с картин Каналетто «Сувенир из Венеции» в сопровождении «Ларго из концерта для лютни ре мажор» Антонио Вивальди.
- Эскизы костюмов и декораций Михаила Шемякина к балету «Щелкунчик» в сопровождении фрагмента из балета «Щелкунчик» Пётра Ильича Чайковского.
- Иллюстрации к «Трактату о фехтовании» Пьера Жака Франсуа Жирара в сопровождении марша «Турецкая церемония» Жана-Батиста Люлля из комического балета «Мещанин во дворянстве».
- Иллюстрации Августа Иоганна Рёзеля фон Розенгофа из журнала «Увлекательные насекомые» в сопровождении фрагмента из оперы «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза.
- Иллюстрации Артура Рэкхема к комедии Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» в сопровождении интермеццо из одноименной концертной сюиты Феликса Мендельсона.
#40
Лекционный зал
#42
В лекционном зале вы найдете временные тематические выставки, а на проходящих здесь мероприятиях можно получить более глубокие знания о книжном деле, о людях, участвовавших в создании и совершенствовании книги на протяжении веков.
#41
Читальный зал
#49
В читальном зале созданы комфортные условия для самостоятельной работы с оригиналами изданий из собрания редких книг Библиотеки иностранной литературы, насчитывающего порядка 53 000 документов XV–XXI веков на 57 языках народов мира.
#51
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино
читать дальшескрыть
Схема экспозиции «Вселенная Гутенберга»
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться