Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Василий Шукшин

Dimensions
30x24,5x12 cm
Technique
бронза, литье
0
Open in app
#1
Клыков Вячеслав Михайлович
Василий Шукшин
#2
В кабинете на письменном столе Василия Ивановича стоит небольшая скульптура. Именно такой образ великого Шукшина предложил для памятника в Сростках московский скульптор Вячеслав Клыков. Этот образец он и привёз Василию Ивановичу для утверждения.

Создание памятника Василию Шукшину Вячеслав Клыков не раз обсуждал с Василием Ивановичем. Скульптор считал необходимым сверить свой образ с тем, каким его видел лучший друг Шукшина — Василий Белов.

Памятник готовился к к 75-летию В.М. Шукшина. В. И. Белов принимал активное участие в его проектировании. Вместе с Распутиным они боролись за установление памятника В.М. Шукшину на его малой родине, в селе Сростки. Вместе защищали проект скульптора В.М. Клыкова.
#4
На проект Клыкова я написал отзыв в «Сов. культуру». Настаивать, чтобы напечатали, я не умею, но думаю, что напечатают. Что касается самого проекта — остановят, тут нечего и сомневаться. Столько в наших искусствах противников, что через эту стену пока не пробиться, особенно в скульптуре.
Из письма Валентина Распутина к Василию Белову (Письмо хранится в ГАВО, январь 1987 г.).
#5
Василий Белов и Василий Шукшин. Фото из фондов Музея-квартиры Белова.
#3
Чуть больше десятилетия длилась дружба Шукшина и Белова, о которой последний стеснялся откровенно говорить: «многие эпизоды его судьбы до смешного схожи» с его. Василий Иванович перечислял: «удивительное сходство моего и шукшинского детства», гибель отцов, долгое отсутствие десятилетнего образования, «преодоление московских льдов, карабканье по холодным скалам на пути к диплому» в Москве, отсутствие «интеллигентской привычки вести дневник», ненависть врагов за волю к борьбе и т. д.

Про родственность душ с Шукшиным Белов не раз упоминает в воспоминаниях, в том числе рассказывая о первом визите режиссёра в Тимониху осенью 1964-го: «Сидели за столом у окошка и пели. Спелись в прямом смысле, где забывал слова я, там вспоминал их Макарыч, где забывал он, там подсоблял я. И сейчас помню глуховатый его голос…».

Эта встреча с родиной вологодского писателя глубоко запала в душу растревоженному тогда семейными неурядицами Шукшину. Из письма: «Вася! (До чего у нас ласковое имя! Прямо родное что-то. Хоть однажды скажи маме спасибо, что ты не Владимир, не Вячеслав, а — Вася.)»
#6
Здравствуй, друг милый!

Письмо твое немного восстановило в душе моей «желанное равновесие». Ты — добрый. Как мне нравилось твое ВОЛОГОДСКОЕ превосходство в деревне! И как же хорошо, что э т, а деревня случилась у меня! У меня под черепной коробкой поднялось атмосферное давление. А ведь ты сознательно терял время, я знаю. И все-таки: помнишь ту ночь с туманом? Вася, все-таки это был не спутник, слишком уж он кувыркался. А внизу светилось только одно окно — в тумане, мгле. Меня тогда подмывало сказать: «Вот там родился русский писатель». Очень совпадает с моим представлением, — где рождаются писатели. Ну, друже, а за мной — Сибирь. Могу сказать, что это будет тоже хорошо».
#7
Это, пожалуй, одно из самых светлых писем Василия Шукшина, сохранившееся в фондах музея. Там про то самое небо, о котором позже напишет в воспоминаниях «Тяжесть креста» и Белов: «…Мы с Шукшиным ушли от Фауста глубокой ночью. Фауст благословил нам свежей рыбы на завтрашнюю уху, я взял, сколько вместилось в кепку, и мы двинулись в ночь. Небо светилось от звезд, а внизу стоял плотный туман. Полное безмолвие окутало мою родину. В ночи с севера на юг бесшумно летело какое-то яркое небесное тело. Мы приняли его за метеорит, но оно летело какими-то странными зигзагами, оно как бы кувыркалось в ночной мгле… Моя деревня мерцала в тумане всего одним огоньком. Лавы через речку оказались узки, я поскользнулся, поддерживая Макарыча, и мы оба полетели с них долой. Воды в речке было всего по пояс, Макарыч тотчас выскочил, а я со смехом ловил в темноте уплывающих рыбок. Они уплывали от нас по течению, но часть из них я изловил и утром сварил уху…».

Родная деревня Василия Белова несколько раз спасала Шукшина «от недружелюбной киношной среды», помогала осознать текущие житейские и литературные процессы. Белов писал: «Макарыч полюбил и мою родину, она была ему близка и понятна. Вологодчина ближе к Москве, Макарыч завидовал этой близости. Восемь часов — и дома…».

В Тимонихе, по словам Анатолия Заболоцкого, Василий Макарович был счастлив: «Пребывание у Белова было единственным эпизодом, которому я свидетель, когда Шукшин был раскован и счастлив. Выбирались из Тимонихи до Москвы на «перекладных», то есть на тракторе, «газике» и поездом. Белов срочно уехал по вызову, раньше, перед отъездом, предлагал Шукшину: «Выбирай любой дом, я тебе куплю его. Хочешь, сам выберу?». А дом, на выбор, стоил триста — пятьсот рублей. «Покупай уж тогда всю деревню, коль так щедр», — посмеивался Шукшин. Тогда я позавидовал Макарычу — есть у него друг» (воспоминания А. Заболоцкого «Шукшин в кадре и за кадром»).

Много раз Шукшин бывал на родине Белова. Несколько раз останавливался и в вологодских писательских квартирах — в 60-е годы в первой квартире на улице Самойло, где Василий Иванович, уединяясь в «темной непроветриваемой кладовке площадью 2,5 кв. метра», писал «Привычное дело» и в 70-е годы на улице Октябрьской (дом 23), неподалеку от дома В. П. Астафьева (Ленинградкая, 26), где Шукшин познакомился с известным тогда прозаиком. Анатолий Заболоцкий в воспоминаниях писал об одном приезде Шукшина в Вологду: «Вечером, после поездки, Белов повел Шукшина к Виктору Петровичу Астафьеву, то было их первое личное знакомство (я тоже впервые видел своего земляка). Застолье у Виктора Петровича велось хозяином единолично, изредка возникал Витя Коротаев. Вспоминали Рубцова, но самого его тогда не было в городе. Мне казалось, такие вечера будут всегда. Было приятно проживать, ничего не оставляя в памяти. Но когда через пять лет в этой же комнате я снимал В. П. Астафьева для фильма «Мелочи жизни», он говорил об этой встрече. Шукшин запомнился Виктору Петровичу молчуном».

Бесценны воспоминания классика отечественного кино, оператора Анатолия Заболоцкого и писателя Василия Белова. Лучше их никто, пожалуй, не знал «Макарыча», никто лучше не передал через слово мозаику пережитых в разные периоды жизни чувств Шукшиным, ту «подкожную грусть» и «нутряную усталость», истоки которой были известны самым близким.

Есть Мемориальный музей В. М. Шукшина в Сростках, открытый в 1978 году, скоро четыре года как существует Музей-квартира В. И. Белова (с 2015). И трудно сейчас сказать, думал ли много лет назад, верил ли В. И. Белов в рождение литературно-мемориального музея в своей квартире, но точно знаем, что в 1970-е гг. близкие друзья пророчили ему такой расклад, может, и в шутку, но точно уверенные в силе своих добрых мыслей и намерений. В дарственной подписи музею от 23 октября 2017 года кинооператор и фотохудожник А. Д. Заболоцкий поведал: «Белович, увидишь, тебе музей спроворят скоро», — весело пророчил Шукшин в 1970 году». Больше нигде мы не находим подобных уверенно сказанных слов, направленных в далекое будущее.

Сейчас архив писателя хранит письма Василия Макаровича Шукшина к Василию Ивановичу Белову, перепечатанные писателем для подготовки рукописи воспоминаний «Тяжесть креста», первые письма Шукшина к матери, написанные студентом Шукшиным в Москве, телеграммы «Макарыча», открытки, много публикаций о нем, вышедших после смерти известного советского режиссера и писателя. Хранит память о великих писателях-друзьях.
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Василий Шукшин

Dimensions
30x24,5x12 cm
Technique
бронза, литье
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%