Плита вырезана из плотного известняка. В центре композиции — барельеф с изображением Мадонны с младенцем, фланкированный двумя геральдическими щитами с изображением шахматной клетки под «генуэзской главой». Возле каждого из гербов — два инициала — В и А. ниже находились строка с датой — 1469 г. — и две строки надписи:
m.cccc.lxviiii.hoc.opus.fieri.fecit.spectabilis.dominus.bernardus.de.amico.honorabilis.consul.sol(daie).
Перевод: «1469. Это здание приказал построить уважаемый господин Бернард де Амико, достопочтенный консул Солдайи».
Первая строка, содержащая дату, вырезана капитальными буквами, но две дальнейшие строки представляют образец средневекового эпиграфического письма, которое обычно для большинства генуэзских надписей в Крыму в XIV–XV вв. Буквы выведены тщательно, неглубоким врезом (всего различных буквенных знаков — 17); слова разделены точками.
m.cccc.lxviiii.hoc.opus.fieri.fecit.spectabilis.dominus.bernardus.de.amico.honorabilis.consul.sol(daie).
Перевод: «1469. Это здание приказал построить уважаемый господин Бернард де Амико, достопочтенный консул Солдайи».
Первая строка, содержащая дату, вырезана капитальными буквами, но две дальнейшие строки представляют образец средневекового эпиграфического письма, которое обычно для большинства генуэзских надписей в Крыму в XIV–XV вв. Буквы выведены тщательно, неглубоким врезом (всего различных буквенных знаков — 17); слова разделены точками.
Недостаток места заставил сократить последнее слово Sol(daie), хотя это сокращение, по-видимому, было закономерным. Готические буквы около гербов, обычные на надписях второй половины XV в., являются инициалами имени и фамилии консула.
Обычно, на генуэзских геральдических плитах присутствовал знак Генуи, но на данной плите он отсутствует. Это следует объяснить политическим положением в метрополии. С апреля 1464 г. Генуэзская республика потеряла свою самостоятельность, подчинившись миланским герцогам Сфорца (до августа 1478 г.). Если в далеких крымских колониях никак не сказалась власть Милана, то все же генуэзские консулы не имели права ставить на официальных правительственных надписях знака не существовавшей тогда республики.
Обычно, на генуэзских геральдических плитах присутствовал знак Генуи, но на данной плите он отсутствует. Это следует объяснить политическим положением в метрополии. С апреля 1464 г. Генуэзская республика потеряла свою самостоятельность, подчинившись миланским герцогам Сфорца (до августа 1478 г.). Если в далеких крымских колониях никак не сказалась власть Милана, то все же генуэзские консулы не имели права ставить на официальных правительственных надписях знака не существовавшей тогда республики.
На ряде других генуэзских надписей в Крыму, возникших в годы утери Генуей самостоятельности (будь то подчинение Франции, а затем Монферрату в 1396–1409 и в 1409–1413 гг., или владычество Милана: Висконти — в 1421–1435 и Сфорца в 1464–1478 гг.), как правило, отсутствуют знаки Генуи, а высекаются только гербы упомянутых в тексте официальных лиц — консула и массариев
Надпись 1469 г. показывает, что после взятия Константинополя, почти совершенно оторванные от Генуи, её колонии готовились к сопротивлению туркам. Из Феодосии-Каффы и из Балаклавы-Чембало сохранилось несколько надписей времени после 1453 г.
Надпись 1469 г. показывает, что после взятия Константинополя, почти совершенно оторванные от Генуи, её колонии готовились к сопротивлению туркам. Из Феодосии-Каффы и из Балаклавы-Чембало сохранилось несколько надписей времени после 1453 г.
Судакская плита 1469 г. является первым экземпляром надписи этого позднего времени из Солдайи. Она говорит о том, что и здесь производились работы по укреплению города. Едва ли консул Бернардо ди Амико построил новые крепостные ворота; вероятнее, что при нем старые ворота Солдайи, до наших дней хранящие на западной башне плиту с датой 1385 г., были подправлены и усилены, о чем и должна была свидетельствовать надпись 1469 г.