Фрагмент донной части блюда (тарелки). Осколок четырёхугольной формы с печатным рисунком тёмно-коричневого цвета и печатным клеймом фабрики Г.А. Ушкова. Глазурь отсутствует.
На Урале первые фаянсовые заведения появляются в 20-е годы XIX века. В 1848 году вблизи казенного Каменского завода начинает работать фарфорофаянсовая фабрика Шадринского купца Гаврилы Арефьевича Ушкова, человека энергичного и предприимчивого, пользовавшегося несомненным авторитетом в торгово-промышленных кругах того времени. Помимо фарфорофаянсовой фабрики, им был построен первый в Зауралье картофелепаточный завод, бумажная фабрика, раструсные и крупчатные мельницы.
Вот и на Каменской земле появился целый промышленный комбинат: мукомольная мельница, на которой возможно перемалывалось фаянсовое сырье, химический завод, вырабатывавший железный купорос и серную кислоту, и завод фаянсовый.
Каждую смену работало 4 горна. На фабрике трудились 8 токарей, 6 горновщиков и 5–6 формовщиков. Глину для работы на фабрику привозили с правого берега Исети. Кроме рабочих, отвечавших за выполнение заказа, на фабрику пригласили несколько художников и граверов. Благодаря посредничеству известных российских купцов Понизовкиных и братьев Крестовниковых, Гаврила Ушков выписал из-за границы гравёра-итальянца, что было весьма престижно и подняло марку предприятия. И мастера старались на славу: посуда оформлялась необычайно красиво, предпочтение отдавалось растительному орнаменту. Помимо ручной росписи, для украшений посуды использовались печатные рисунки.
Столовая и чайная посуда каменского производства была довольно высокого качества, её охотно раскупали не только зажиточные люди, но и горнозаводские рабочие, имеющие весьма скромные доходы.
Спрос на каменскую посуду был велик. На одну только Ирбитскую ярмарку с ушковской фабрики отправлялось по 300–400 возов. Из Ирбита водным путем посуда отправлялась в Омск, Томск, Тобольск, Семипалатинск, где она охотно раскупалась. Отправлялась она и на Ишимскую ярмарку в южной части Тобольской губернии, на ярмарки Актюбинска. Чтобы изделия не побились во время долгого пути, посуда помещалась в бочки, перекладывалась слоями мягкого материала, в каждую из бочек вмещалось до 30 пудов изделий, что составляло воз.
Проработала фабрика всего 13 лет. Из-за закона «об огнедействующих заведениях», который защищал права горнозаводской промышленности, Ушкову запрещено было заготавливать дрова на обширных территориях Каменской дачи. Гаврила Арефьевич свернул производство и перевёз фабрику в Шадринск, где жила его семья. В 70-х годах XIX века своё дело он передал сыну, Ампилию Гавриловичу.
Наибольший интерес представляли овальные блюда с изображением мельницы с плотиной, химического завода и самой фаянсовой фабрики, расположившихся на крутом береги реки Исети.
Спрос на каменскую посуду был велик. На одну только Ирбитскую ярмарку с ушковской фабрики отправлялось по 300–400 возов. Чтобы изделия не побились во время долгого пути, посуда помещалась в бочки, перекладывалась слоями мягкого материала. В каждую из бочек вмещалось до 30 пудов изделий, что составляло воз.
На Урале первые фаянсовые заведения появляются в 20-е годы XIX века. В 1848 году вблизи казенного Каменского завода начинает работать фарфорофаянсовая фабрика Шадринского купца Гаврилы Арефьевича Ушкова, человека энергичного и предприимчивого, пользовавшегося несомненным авторитетом в торгово-промышленных кругах того времени. Помимо фарфорофаянсовой фабрики, им был построен первый в Зауралье картофелепаточный завод, бумажная фабрика, раструсные и крупчатные мельницы.
Вот и на Каменской земле появился целый промышленный комбинат: мукомольная мельница, на которой возможно перемалывалось фаянсовое сырье, химический завод, вырабатывавший железный купорос и серную кислоту, и завод фаянсовый.
Каждую смену работало 4 горна. На фабрике трудились 8 токарей, 6 горновщиков и 5–6 формовщиков. Глину для работы на фабрику привозили с правого берега Исети. Кроме рабочих, отвечавших за выполнение заказа, на фабрику пригласили несколько художников и граверов. Благодаря посредничеству известных российских купцов Понизовкиных и братьев Крестовниковых, Гаврила Ушков выписал из-за границы гравёра-итальянца, что было весьма престижно и подняло марку предприятия. И мастера старались на славу: посуда оформлялась необычайно красиво, предпочтение отдавалось растительному орнаменту. Помимо ручной росписи, для украшений посуды использовались печатные рисунки.
Столовая и чайная посуда каменского производства была довольно высокого качества, её охотно раскупали не только зажиточные люди, но и горнозаводские рабочие, имеющие весьма скромные доходы.
Спрос на каменскую посуду был велик. На одну только Ирбитскую ярмарку с ушковской фабрики отправлялось по 300–400 возов. Из Ирбита водным путем посуда отправлялась в Омск, Томск, Тобольск, Семипалатинск, где она охотно раскупалась. Отправлялась она и на Ишимскую ярмарку в южной части Тобольской губернии, на ярмарки Актюбинска. Чтобы изделия не побились во время долгого пути, посуда помещалась в бочки, перекладывалась слоями мягкого материала, в каждую из бочек вмещалось до 30 пудов изделий, что составляло воз.
Проработала фабрика всего 13 лет. Из-за закона «об огнедействующих заведениях», который защищал права горнозаводской промышленности, Ушкову запрещено было заготавливать дрова на обширных территориях Каменской дачи. Гаврила Арефьевич свернул производство и перевёз фабрику в Шадринск, где жила его семья. В 70-х годах XIX века своё дело он передал сыну, Ампилию Гавриловичу.
13 лет жизни для промышленного предприятия — срок небольшой, но оно навсегда вошло в городскую историю, став её маленькой, но неотъемлемой частью.
Наибольший интерес представляли овальные блюда с изображением мельницы с плотиной, химического завода и самой фаянсовой фабрики, расположившихся на крутом береги реки Исети.
На фабрике Г.А. Ушкова работало несколько художников и граверов, в том числе выписанный из-за границы гравер-итальянец, что было весьма престижно и подняло марку предприятия.
Спрос на каменскую посуду был велик. На одну только Ирбитскую ярмарку с ушковской фабрики отправлялось по 300–400 возов. Чтобы изделия не побились во время долгого пути, посуда помещалась в бочки, перекладывалась слоями мягкого материала. В каждую из бочек вмещалось до 30 пудов изделий, что составляло воз.
В 1959 году узнав, что на месте, где когда-то стояла фарфорофаянсовая фабрика Г.А. Ушкова на левом берегу реки Исети будут строить лодочную станцию, сотрудники краеведческого музея провели осмотр места и собрали с поверхности осколки фаянсовой посуды. Всего было найдено 57 фрагментов, часть из них имела печатный рисунок коричневого цвета. На нескольких фрагментах донной части сохранились тиснёные в тесте либо печатные клейма. За небольшим исключением глазурь на осколках отсутствовала, поэтому скорей всего принадлежат они выбракованной посуде, либо бою.