Великомученица Параскева Пятница, с житем
Размер
74x54 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
#1
#2
Великомученица Параскева Иконийская пострадала при гонении на христиан в Римской империи в III веке. Изображения святой в русском искусстве были очень распространены и известны с древности, однако ее житийные образы появляются только в XV столетии. На иконе святая представлена в голубой тунике и красном мафории, на ее голове — золотой венец. Ярко-красная одежда подчеркивает мученический аспект в образе Параскевы, а золотой венец не только указывает на ее высокое происхождение, но и символизирует награду от Бога за стойкость в вере. Святая держит крест и развернутый свиток с начальными строками Символа веры, напоминающие о том, что Параскева не побоялась исповедовать христианство перед языческим царем и претерпела мучения во имя Христа.
В пятнадцати крупных клеймах, окружающих центральное изображение, повествуется о житии великомученицы. Иллюстрации восходят к редкой, до настоящего времени точно не определенной, редакции текста жития. Такой же редкостью являются обширные надписи в клеймах, палеографический анализ которых позволил уточнить дату создания памятника. Повествование начинается со сцены рождения Параскевы. Затем рассказывается о том, как, следуя заветам Христа, святая раздала свое имущество нищим. Далее Параскеву заключают в темницу, где ее посещает Богоматерь. Особенностью представленного на иконе житийного цикла является большое число клейм, изображающих беседы Параскевы с царем, в которых она раскрывает и отстаивает свою веру, за что затем подвергается мучениям. В одной из сцен Параскева свергает языческих идолов. После казни святой небесное наказание настигает ее мучителя, «царя законопреступника» — во время охоты он вместе с конем падает в пропасть.
Изящный силуэт фигуры святой в среднике роднит ее с московскими памятниками конца XV века, лаконичный и изысканный колорит характерен для тверских произведений. Мастерство писцов, выполнивших надписи, а также редкость использованной редакции жития позволяют предположить, что это произведение было создано в одном из крупных художественных центров, возможно, в самой Твери.
В пятнадцати крупных клеймах, окружающих центральное изображение, повествуется о житии великомученицы. Иллюстрации восходят к редкой, до настоящего времени точно не определенной, редакции текста жития. Такой же редкостью являются обширные надписи в клеймах, палеографический анализ которых позволил уточнить дату создания памятника. Повествование начинается со сцены рождения Параскевы. Затем рассказывается о том, как, следуя заветам Христа, святая раздала свое имущество нищим. Далее Параскеву заключают в темницу, где ее посещает Богоматерь. Особенностью представленного на иконе житийного цикла является большое число клейм, изображающих беседы Параскевы с царем, в которых она раскрывает и отстаивает свою веру, за что затем подвергается мучениям. В одной из сцен Параскева свергает языческих идолов. После казни святой небесное наказание настигает ее мучителя, «царя законопреступника» — во время охоты он вместе с конем падает в пропасть.
Изящный силуэт фигуры святой в среднике роднит ее с московскими памятниками конца XV века, лаконичный и изысканный колорит характерен для тверских произведений. Мастерство писцов, выполнивших надписи, а также редкость использованной редакции жития позволяют предположить, что это произведение было создано в одном из крупных художественных центров, возможно, в самой Твери.
читать дальшескрыть
Великомученица Параскева Пятница, с житем
Размер
74x54 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться