С 1911 года вместе со своей женой и соратницей Еленой Гуро Матюшин начал теоретическую работу над проблемами пространства в живописи. Позднее это вылилось в работу Мастерской пространственного реализма. Работа в ней велась на основе теории расширенного видения под художественным девизом «ЗОР-ВЕД» — от слов «зрение» и «ведание». Принцип Матюшина напоминал бионику: художник должен не повторять природные формы, а созидать подобно самой природе, видеть и чувствовать сокрытое.
Беспредметность
Время создания
1915—1917 гг.
Размер
71,5x80 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
7
Открыть в приложении#2
Михаил Васильевич Матюшин (1861—1935) — теоретик искусства, исследователь, педагог — одна из самых крупных величин русского авангарда. Он был не только художником, но и музыкантом (окончил Московскую консерваторию, играл на скрипке в Придворном императорском оркестре). Его можно назвать и композитором-новатором: в частности, он написал музыку к первой футуристической опере «Победа над Солнцем», которую называют провозвестником театра абсурда.
С 1911 года вместе со своей женой и соратницей Еленой Гуро Матюшин начал теоретическую работу над проблемами пространства в живописи. Позднее это вылилось в работу Мастерской пространственного реализма. Работа в ней велась на основе теории расширенного видения под художественным девизом «ЗОР-ВЕД» — от слов «зрение» и «ведание». Принцип Матюшина напоминал бионику: художник должен не повторять природные формы, а созидать подобно самой природе, видеть и чувствовать сокрытое.
С 1911 года вместе со своей женой и соратницей Еленой Гуро Матюшин начал теоретическую работу над проблемами пространства в живописи. Позднее это вылилось в работу Мастерской пространственного реализма. Работа в ней велась на основе теории расширенного видения под художественным девизом «ЗОР-ВЕД» — от слов «зрение» и «ведание». Принцип Матюшина напоминал бионику: художник должен не повторять природные формы, а созидать подобно самой природе, видеть и чувствовать сокрытое.
#3

М. Матюшин, А. Крученых, К. Малевич. 1913. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей В. В. Маяковского»
Национальной Галерее Республики Коми принадлежит работа Матюшина «Беспредметность» (в свое время такое название обозначало все, что нельзя было отнести к фигуративной живописи). Матюшин не делал четкого разграничения между одушевленной и неодушевленной природой. Он утверждал подобие органических и неорганических структур, например, человеческого сознания и кристалла.
#4
Таково происхождение серии его «Автопортретов-кристаллов», созданных в 1914–1917 годах. Матюшин писал о них в своих воспоминаниях, ими восхищались Казимир Малевич и Велимир Хлебников. Скорее всего, наша работа представляет собой один из этих автопортретов. Интересна она и тем, что, в отличие от немногочисленных «Кристаллов», фон в ней тоже кристалличен: уничтожены границы между видимым предметом и средой, в которой тот находится. Таким образом, художник аналитически выстраивал новую реальность, соединяя внутреннее и внешнее.
#5
Национальная галерея Республики Коми
читать дальшескрыть
Беспредметность
Время создания
1915—1917 гг.
Размер
71,5x80 см
Техника
холст, масло
Коллекция
Выставка
7

Открыть в приложении
Поделиться