Чашка Серовой
Время создания
1949 год
Место создания
ГДР, г. Мейсен, фарфоровая мануфактура
Размер
12x9x7,5 см
Техника
фарфор, краска, заводское изготовление
Коллекция
#4
Чашка чайная актрисы Серовой Валентины Васильевны
#5
Производитель — фарфоровая мануфактура в немецком городе Мейсен (Германская Демократическая Республика).
Мода на немецкие фарфоровые изделия распространилась в России с первой половины XVIII столетия. Она пришла из Европы, когда в конце XVII века стало популярным увлечение искусством Китая, откуда привозили предметы роскоши (шелка, лаки, перламутр, нефрит и фарфор).
Мейсенская мануфактура стала первым в Европе предприятием, выпускавшем твердый фарфор. В 1710 г. экспериментатору, алхимику и аптекарю Иоганну Фридриху Бёттгеру (1682–1719 гг.) удалось найти рецепт получения керамической массы красно-коричневого цвета, похожей на китайскую массу, из которой делали посуду в китайской провинции Цзянсу. После своего доклада саксонскому курфюрсту и королю Польши Августу II Сильному об изобретении фарфора и специальной прозрачной глазури для него в том же году в Дрездене была основана мануфактура по производству «белого золота». В отличие от китайского, фарфор из Мейсена отличался по составу и технологии. Он имел повышенное содержание местного каолина, а вместо применяемого в Китае полевого шпата, использовался содержащий известь местный алебастр или мел. Рецепт этой массы держался в строжайшем секрете. В июне 1710 г. предприятие перевели в Мейсен в старинный замок Альбрехтсбург, но секрет рецепта просочился и позднее фарфор стали изготавливать в Вене и Венеции.
Бёттгер изобрел черную глазурь, которая позволяла расписывать изделия золотом, серебром и разноцветными лаками, а в 1717 г. открыл секрет росписи кобальтом. На сырую глину наносили краску, которая имела вначале зеленый оттенок; после обжига она имела ярко-синий цвет. С помощью кобальта воспроизводились образцы китайского фарфора, но вскоре изделия приобрели своеобразные европейские черты, что привело к появлению мейсенского «луковичного» орнамента. С 1722 г. мейсенский фарфор стали наносить «личное клеймо» — синие скрещенные мечи — мотив герба саксонских курфюрстов. Китайские мотивы в творчестве мейсенских мастеров росписи фарфора произвольно сочетались и варьировались, придавая этим импровизациям характер модного для того времени стиля «рококо». Менялись стили, но мануфактуре, благодаря немецкому консерватизму и вековым традициям, удалось сохранить ручную роспись, многообразие исторических гипсовых форм и моделей фарфора вплоть до наших дней.
читать дальшескрыть
Чашка Серовой
Время создания
1949 год
Место создания
ГДР, г. Мейсен, фарфоровая мануфактура
Размер
12x9x7,5 см
Техника
фарфор, краска, заводское изготовление
Коллекция

Открыть в приложении
Поделиться