Ручная мельница — это одно из древнейших изобретений, история возникновения которого своими корнями уходит в эпоху неолита. За многие тысячелетия конструкция ручной мельницы практически не изменилась. Главный узел — два плоских круглых жернова, пригнанных рабочими плоскостями друг к другу.
Для обработки зерна адыги использовали несколько приспособлений. Сначала, чтобы очистить зерно от шелухи, его загружали в деревянные ступы, а уже после этого отправляли в большие или ручные мельницы.
Корпус ручных мельниц мастерили из дерева, а жернова могли быть двух видов: деревянные (для муки крупного помола) и каменные (для муки более мелкой). Традиционный диаметр жерновов составлял примерно 70 сантиметров. Мельницы были небольшими и удобными для использования в домашних условиях. При этом их конструкция позволяла перемолоть любые виды круп и зерен, не прилагая особых усилий.
Основу хозяйства составляло земледелие. Возделывались пшеница, ячмень и просо. Просо преобладало. О возделывании адыгами проса писали генуэзский историк, этнограф и путешественник Джорджио Интериано и доминиканский монах д’Асколи, который в 1624–1634 годах возглавлял доминиканскую миссию в Каффе и Татарии (в Крыму) и не раз посещал Черкесию. В своем труде «Описание Черного моря и Татарии» он писал, что черкесы варили просо в котлах и употребляли его вместо хлеба.
Просо упоминается в адыгских пословицах и приметах:
Для обработки зерна адыги использовали несколько приспособлений. Сначала, чтобы очистить зерно от шелухи, его загружали в деревянные ступы, а уже после этого отправляли в большие или ручные мельницы.
Корпус ручных мельниц мастерили из дерева, а жернова могли быть двух видов: деревянные (для муки крупного помола) и каменные (для муки более мелкой). Традиционный диаметр жерновов составлял примерно 70 сантиметров. Мельницы были небольшими и удобными для использования в домашних условиях. При этом их конструкция позволяла перемолоть любые виды круп и зерен, не прилагая особых усилий.
Основу хозяйства составляло земледелие. Возделывались пшеница, ячмень и просо. Просо преобладало. О возделывании адыгами проса писали генуэзский историк, этнограф и путешественник Джорджио Интериано и доминиканский монах д’Асколи, который в 1624–1634 годах возглавлял доминиканскую миссию в Каффе и Татарии (в Крыму) и не раз посещал Черкесию. В своем труде «Описание Черного моря и Татарии» он писал, что черкесы варили просо в котлах и употребляли его вместо хлеба.
Просо упоминается в адыгских пословицах и приметах: