Нартский эпос бытовал у ряда народов Северного Кавказа, его основу составляли сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Этот эпос существует у абхазо-адыгских народов, балкарцев, ингушей, карачаевцев, осетин, чеченцев. В одном из сказаний нартского эпоса изобретение флейты приписывается легендарному музыканту-нарту Ашамезу.
Слава о подвигах Ашамеза гремела повсюду. Жизнь свою, как и подобает нарту, он проводил в седле. Как-то раз, изрядно устав, Ашамез решил отдохнуть. Дремучий лес встал у него на пути, маня прохладой и покоем. Ашамез стреножил коня, прилег под старым развесистым деревом и крепко уснул богатырским сном. Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но среди этого шума дождя и ветра Ашамез услышал другие, нежные и певучие, необычные для слуха звуки. Нарт долго лежал, прислушиваясь к этим звукам, пока не понял, что это поет сломанная ветка. Он стал не только прислушиваться, но и присматриваться к ветке. И что же он увидел? Древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре проели множество дырочек. Когда ветер залетал в них, звучала музыка. Ашамез отрезал часть полой ветки и подул вовнутрь. По лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Вот так узнали в стране нартов о флейте.
Адыгейская флейта (камыль) — это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубочка, из которой звуки извлекаются путем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола.
Флейта в основном предназначается для исполнения танцевальной музыки. Обычно три-четыре музыканта выступали совместно или чередуясь на больших народных торжествах.
Исторические формы и материал, из которого изготавливали флейту, менялись. Долгое время единственным материалом для изготовления инструмента был камыш. Позднее инструмент стали изготавливать из более твердых пород дерева — бузины, терновника, имеющих мягкую сердцевину. Для придания инструменту нарядного вида его иногда оклеивали кожей или бархатом, а концы в целях гигиены оправляли рогом или серебром.
Слава о подвигах Ашамеза гремела повсюду. Жизнь свою, как и подобает нарту, он проводил в седле. Как-то раз, изрядно устав, Ашамез решил отдохнуть. Дремучий лес встал у него на пути, маня прохладой и покоем. Ашамез стреножил коня, прилег под старым развесистым деревом и крепко уснул богатырским сном. Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но среди этого шума дождя и ветра Ашамез услышал другие, нежные и певучие, необычные для слуха звуки. Нарт долго лежал, прислушиваясь к этим звукам, пока не понял, что это поет сломанная ветка. Он стал не только прислушиваться, но и присматриваться к ветке. И что же он увидел? Древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре проели множество дырочек. Когда ветер залетал в них, звучала музыка. Ашамез отрезал часть полой ветки и подул вовнутрь. По лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Вот так узнали в стране нартов о флейте.
Адыгейская флейта (камыль) — это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубочка, из которой звуки извлекаются путем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола.
Флейта в основном предназначается для исполнения танцевальной музыки. Обычно три-четыре музыканта выступали совместно или чередуясь на больших народных торжествах.
Исторические формы и материал, из которого изготавливали флейту, менялись. Долгое время единственным материалом для изготовления инструмента был камыш. Позднее инструмент стали изготавливать из более твердых пород дерева — бузины, терновника, имеющих мягкую сердцевину. Для придания инструменту нарядного вида его иногда оклеивали кожей или бархатом, а концы в целях гигиены оправляли рогом или серебром.