Казанская икона Божией Матери — одна из главных русских святынь. Она была обретена в Казани во времена царствования Ивана Грозного.
По преданию, эта икона Богородицы появилась чудесным способом после страшного пожара 1579 года: сама Дева Мария пришла во сне к девочке Матроне Онучиной и указала той, где под землей на пепелище искать образ святой. Сначала взрослые отмахивались от Матроны, но потом послушали ребенка и действительно обнаружили икону там, где сказала Богородица. Вокруг иконы сразу начали происходить чудеса.
Позже на месте явления образа был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона, принявшая имя Мавры.
В русской истории с этой иконой связано много знаменательных событий, а во времена правления династии Романовых ее почитание было возведено в культ.
Существует более 20 разных вариантов иконы Казанской Богородицы. Наиболее значимыми считаются три: икона, явленная в Казани, Московская и Санкт-Петербургская.
Икона Казанской Богоматери считается покровительницей земли русской, она охраняет и оберегает ратников, дарует победу воинам. Этой иконой благословляют молодых к венцу, ее размещают над детскими кроватями для защиты новорожденных от злых сил.
Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева написана маслом на доске прямоугольной формы. В центре — поясное изображение Богоматери с небольшим разворотом влево. Ее голова покрыта ярко-красным мафорием (платком с капюшоном) с зеленым подбоем. Богоматерь слегка склоняет голову к Всеблагому Младенцу.
Иисус изображен фронтально. Он одет в белую рубаху, которая называется хитон. Правая рука Младенца приподнята в благословляющем жесте, левая скрыта голубым плащом — гиматием.
Изображение святых соответствует правилам написания иконы «Казанская». Вокруг голов Богоматери и Младенца — большие круглые нимбы светло-охристого цвета, по краю обрамленные тонкой белой и широкой красной полосой.
Прорисовка фигур святых была упрощена иконописцем, приемы и стиль написания близки к росписи бытовых предметов. По художественной стилистике искусствоведы предполагают, что данная икона является сибирской.
Обозначенное вверху название образа частично стерто.