История происхождения этой иконы началась недавно: такая трактовка изображения трех старцев — Назария Валаамского, Серафима Саровского, Марка Молчальника — появилась в период возрождения Саровской пустыни в 2006 году.
Преподобный Назарий начинал свое служение в Саровской пустыни. Слава о нем как об одном из великих светильников Сарова дошла и до преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Петербургского. Святитель, желая восстановить на пустынном Валааме «селение святых и тем принести Спасителю мира Иисусу Христу благоугодную жертву», искал старца, способного «утвердити иночествующих в спасительной жизни», чтобы определить его строителем в Валаамский монастырь. Узнав о старце Назарии, он и вызывал его тогда в Санкт-Петербург.
В печальном состоянии была в то время Валаамская обитель: она состояла за штатом и не имела никаких средств; здания ветшали и разрушались; братство составляли все люди престарелые.
В Валаамском монастыре введен был старцем Назарием общежительный устав Саровской пустыни. На основании этого устава, под руководством опытного наставника, братья начали преуспевать здесь во всех трех родах подвижничества: в общежитии, жизни скитской и отшельничестве. В несколько лет своего управления старец Назарий упрочил внешнее и внутреннее благосостояние Валаамского монастыря.
Ряд фактов жития преподобного Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей отец Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук.
Одним из подвижников Саровской пустыни был схимонах Марк Молчальник, которого иногда называют предшественником, духовным предтечей старца Серафима Саровского. Он был очень почитаем среди богомольцев.