Народная потребность в большом количестве икон к концу XIX века нашла отклик в литографической индустрии. Печатные образа стали появляться быстро и в большом количестве, их стоимость была низкой, распространение — повсеместно. Мастера-иконописцы продолжали писать иконы маслом по дереву, но конкурировать с изображениями святых, выпущенных промышленным способом, им было все труднее. Тогда, чтобы избежать разорения, иконописные мастерские начали создавать все больше икон-подокладниц. На таких иконах художники прописывали только лик и руки. Остальные элементы образа святого печатались на жестяных окладах и прикреплялись к иконе гвоздями.
Одна из таких икон — «Спас Вседержитель» — находится в коллекции Музейного комплекса города Куйбышева. Иконографический тип Христа «Вседержитель» (по-гречески Пантократор) — один из самых распространенных образов Спасителя.
Традиционно на таких иконах Иисус запечатлен сидящим на престоле с Евангелием в левой руке, правой благословляя весь мир. На страницах Евангелия может быть виден текст молитвы, меняющийся в зависимости от места написания иконы. Зачастую изображение сокращено до поясного, а в левой руке Спасителя вместо Нового Завета помещен символ Царственности Иисуса Христа — держава.
Образ из музейной коллекции был создан предположительно в конце XIX — начале XX века неизвестными мастерами. Он состоит из двух элементов — деревянной расписной подокладницы и металлического оклада.
Правая рука Спаса канонически приподнята в благословляющем жесте, пальцы левой руки сложены — лежат на державе, изображенной на окладе. Остальные элементы, дополняющие образ Спасителя, также отпечатаны на жестяной накладке, которая прибита гвоздями поверх деревянной основы.
Оклад (он же риза) выполнен из металлического листа методом штамповки. На окладе видно облачение Христа — хитон, который сверху покрыт гиматием. Вокруг лика Спасителя — накладной лучистый венчик с зубчатым краем — нимб. Он закреплен в прорезях оклада металлическими усиками. Поля иконы выполнены в виде рамки с геометрическим орнаментом. В верхних углах — стилизованный цветочный орнамент, в нижних углах — растительно-цветочный.
Одна из таких икон — «Спас Вседержитель» — находится в коллекции Музейного комплекса города Куйбышева. Иконографический тип Христа «Вседержитель» (по-гречески Пантократор) — один из самых распространенных образов Спасителя.
Традиционно на таких иконах Иисус запечатлен сидящим на престоле с Евангелием в левой руке, правой благословляя весь мир. На страницах Евангелия может быть виден текст молитвы, меняющийся в зависимости от места написания иконы. Зачастую изображение сокращено до поясного, а в левой руке Спасителя вместо Нового Завета помещен символ Царственности Иисуса Христа — держава.
Образ из музейной коллекции был создан предположительно в конце XIX — начале XX века неизвестными мастерами. Он состоит из двух элементов — деревянной расписной подокладницы и металлического оклада.
Икона-подокладница представляет собой доску прямоугольной формы. Средняя часть доски покрыта тонким слоем левкаса — грунтовой смеси, состоящей из животного или рыбьего жира, льняного масла и мела. Поверх этой смеси маслом прописаны лик и руки для поясного изображения фигуры Спасителя.
Правая рука Спаса канонически приподнята в благословляющем жесте, пальцы левой руки сложены — лежат на державе, изображенной на окладе. Остальные элементы, дополняющие образ Спасителя, также отпечатаны на жестяной накладке, которая прибита гвоздями поверх деревянной основы.
Оклад (он же риза) выполнен из металлического листа методом штамповки. На окладе видно облачение Христа — хитон, который сверху покрыт гиматием. Вокруг лика Спасителя — накладной лучистый венчик с зубчатым краем — нимб. Он закреплен в прорезях оклада металлическими усиками. Поля иконы выполнены в виде рамки с геометрическим орнаментом. В верхних углах — стилизованный цветочный орнамент, в нижних углах — растительно-цветочный.