Ложка — предмет для зачерпывания жидкой или рассыпчатой пищи.
Первые ложки появились за три тысячи лет до н. э. Первобытные люди применяли для употребления мягкой и жидкой еды морские раковины, половинки ореховой скорлупы или согнутые плотные листья растений. Позже ложки стали делать из глины, которую обжигали на костре. Они выглядели как небольшие глиняные ковшики с короткими ручками. Позже для создания этого предмета стали использовать дерево.
Существует расхожее мнение, что на Руси ложка появилась в 988 году по приказу князя Владимира, который ввел правило есть не руками, а специальными приспособлениями. Уже в «Повести временных лет» ложка упоминается как привычный и необходимый для поедания пищи предмет.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью — хохломские, выжиганием — вятские. Готовые ложки покрывали лаком.
Деревянная ложка из экспозиции служила столовым прибором в братской трапезной Саровского монастыря. Посуда общего пользования в монастырском обиходе была деревянной, изготовлялась вручную из мягких пород дерева: липы и осины. В монастыре было хорошо отлажено токарное и ложечное производство.
Рукоятка этой ложки оканчивается фигурой стилизованной рыбы. Такие завершения деревянных монастырских ложек были широко распространены во многих монастырях России XIX века. Украшения в виде рыбы встречаются на ложках Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни, Соловецкого монастыря.
Рыба являлась символом раннего христианства, с ней связана история с одним из чудес Христа: он пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч человек.
Также изображение рыбы говорит о монастырском воздержании и монастырской постной кухне. Мясо в монастырях не употреблялось, рыба была основным продуктом питания во все дни, кроме постных. Саровские монахи ежегодно заготовляли на зиму сотни пудов промысловых пород рыбы: осетр, судак, севрюга. Как писали очевидцы, питание было лучше, чем в других монастырях, но не роскошное, скромное и питательное.