Анатолий Сидорович Розов — художник театра, монументалист и живописец. Родился 14 октября 1933 года в деревне Торваши Цивильского района Чувашской Республики. Окончил Чебоксарское художественное училище, Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Долгие годы он сотрудничал с кукольными театрами в Чебоксарах, Ленинграде, Рязани и оформил для них не один десяток спектаклей («Теремок», «Алладин и волшебная лампа», «Волшебник изумрудного города», «Золушка», «Сэмбо», «Белая роза», «Лопоухий Илюк» и другие), создал множество монументально-декоративных композиций и живописных полотен. Произведения художника — серия картин «Моя деревня», «Чувашские потешки», «Вечер в Торвашах», «Торва-Шумер предки».
Можно сказать, что его живопись стоит на двух китах: национальный колорит и детство. Розов видит мир как будто глазами ребенка — светлый, яркий, теплый и чудесный, он населен большими и добрыми существами, с которыми неизменно знакомится каждый деревенский мальчишка: златогривые кони, любимые коровушки-кормилицы, гуси-лебеди, куры и с ними непременно петушок — золотой гребешок. Самые важные, центральные человеческие фигуры — отец и мать, от которых исходят любовь и забота. Мир расширяется до размеров избы и потом деревни, а все, что лежит за ее пределами, — это уже неведомые дальние края.
Как и большинство художников, которые занимались поиском национального в искусстве, Розов обращается к поэме Константина Иванова «Нарспи». Ее образы настолько выразительны и так полно отражают жизнь народа, что, кажется, описываемые события могли произойти в любой чувашской деревушке. Вот художник и переносит место действия к роднику деревни Торваши, воспевая красками и словами поэмы свои родные места. И хотя наряды девушек довольно современны, ближе ко временам детства художника, чем к событиям «Нарспи», но кое-что остается неизменным. Хрустально-чистая вода родников, мосты и плавные линии оврагов, на которых отдыхает глаз, и мирный повседневный труд, дающий благополучие и радость.
Можно сказать, что его живопись стоит на двух китах: национальный колорит и детство. Розов видит мир как будто глазами ребенка — светлый, яркий, теплый и чудесный, он населен большими и добрыми существами, с которыми неизменно знакомится каждый деревенский мальчишка: златогривые кони, любимые коровушки-кормилицы, гуси-лебеди, куры и с ними непременно петушок — золотой гребешок. Самые важные, центральные человеческие фигуры — отец и мать, от которых исходят любовь и забота. Мир расширяется до размеров избы и потом деревни, а все, что лежит за ее пределами, — это уже неведомые дальние края.
Как и большинство художников, которые занимались поиском национального в искусстве, Розов обращается к поэме Константина Иванова «Нарспи». Ее образы настолько выразительны и так полно отражают жизнь народа, что, кажется, описываемые события могли произойти в любой чувашской деревушке. Вот художник и переносит место действия к роднику деревни Торваши, воспевая красками и словами поэмы свои родные места. И хотя наряды девушек довольно современны, ближе ко временам детства художника, чем к событиям «Нарспи», но кое-что остается неизменным. Хрустально-чистая вода родников, мосты и плавные линии оврагов, на которых отдыхает глаз, и мирный повседневный труд, дающий благополучие и радость.