Искусство кружевоплетения появилось в Европе в XVI веке, когда стали распространяться металлические булавки, с помощью которых мастера смогли удобно закреплять нити во время работы.
Довольно скоро кружево стало популярно в разных странах. В каждом центре кружевоплетения вырабатывали собственные техники, систему построения орнамента и правила использования фактуры полотна.
В Россию это рукоделие привезли жены голландских плотников, которых пригласил Петр I для строительства русского флота. Со временем российские мастерицы достигли такого высокого уровня, что в мире появилась особая разновидность кружева — «русское».
В развитие этого ремесла большой вклад внесли уральские мастерицы. В «Шелковой горке» Павел Бажов рассказал историю о том, как в Невьянске в 1726 году крепостная Марфа Шмелева создала асбестовое негорючее кружево. А в конце XVIII века при Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге разнообразные виды кружева плели 86 семей.
В коллекции Музейного центра «Гамаюн» хранятся авторские кружева. Их создательница, мастерица Любовь Верещагина, долгое время работала оператором микросварки, прежде чем увлеклась декоративно-прикладным искусством. Некоторое время она занималась рукоделием исключительно для себя: вышивала, вязала крючком и спицами, шила одежду детям. А позже научилась плести кружева на коклюшках.
Довольно скоро кружево стало популярно в разных странах. В каждом центре кружевоплетения вырабатывали собственные техники, систему построения орнамента и правила использования фактуры полотна.
В Россию это рукоделие привезли жены голландских плотников, которых пригласил Петр I для строительства русского флота. Со временем российские мастерицы достигли такого высокого уровня, что в мире появилась особая разновидность кружева — «русское».
В развитие этого ремесла большой вклад внесли уральские мастерицы. В «Шелковой горке» Павел Бажов рассказал историю о том, как в Невьянске в 1726 году крепостная Марфа Шмелева создала асбестовое негорючее кружево. А в конце XVIII века при Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге разнообразные виды кружева плели 86 семей.
В коллекции Музейного центра «Гамаюн» хранятся авторские кружева. Их создательница, мастерица Любовь Верещагина, долгое время работала оператором микросварки, прежде чем увлеклась декоративно-прикладным искусством. Некоторое время она занималась рукоделием исключительно для себя: вышивала, вязала крючком и спицами, шила одежду детям. А позже научилась плести кружева на коклюшках.