Из истории возникновения и распространение уральской народной росписи.
Продолжительное время исследователи народной культуры считали Урал и Зауралье «диким краем» новых земель старой России, населённым народом грубым, пришлым из разнородных стихий.
Музеи и научные организации центральных учреждений в какой-то степени обошли вниманием изучение искусства народов уральского региона, особенно прикладного.
Возможно, поэтому некоторые его самобытные явления — художественная ковка, ткачество, вышивка, резьба по дереву, плетение лозы и т. д. — практически остались неизученными. Безвозвратно исчезли многие прекрасные образцы этих художественных ремесел.
И все-таки ещё задолго до того, как в 1960–70-е годы экспедиции московского НИИ художественной промышленности предприняли попытки серьёзного обследования некоторой части территории Свердловской области, в том числе и Алапаевского района, И.Д. Самойлову удалось выявить, собрать и сохранить значительную по размерам коллекцию росписи по дереву крестьянского дома — удивительного памятника народной культуры.
На основании собранной автором коллекции и на других материалах исследователями были сделаны выводы, ценные для понимания художественного значения уральской крестьянской живописи XIX века, явления, до сих пор малоизвестного.
Уральская роспись была признана «недостававшей ранее промежуточной формой, связывающей искусство домовых росписей европейской России и Сибири».
«Представленные в Нижнесинячихинском музее уникальные художественные ценности (образцы уральской росписи крестьянского жилища) не имеют аналогов ни в одном музее мира» — заключение учёных Московского НИИ художественной промышленности.
Все это чрезвычайно важно для того, чтобы осознать, какой уникальной коллекцией обладает Нижнесинячихинский музей-заповедник, сегодня широко известный не только в области, но и далеко за её пределами.