В экспозиции Краеведческого музея представлен ухват — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Принадлежал он Тадоровой Фаине Семеновне из поселка Тлюстенхабль. В музее города Адыгейска ухват хранится с 1996 года.
Как и кочергу, ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети ее длины. Затем нерассеченную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, похожее на рога. Отсюда и пошло второе название ухвата — рогач.
Диаметр кольца зависел от размеров чугунов и горшков, для которых ухват предназначался. Изготовляли ухват с таким расчетом, чтобы чугун надежно сидел на его рогах. Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.
С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Обед готовили преимущественно из мясных блюд. На ужин употребляли мясные, молочные или мучные блюда.
Использовались ухваты непосредственно во время приготовления пищи. После того как печь была истоплена и пища приготовлена, ухваты убирались. Хранились ухваты по-разному. Чаще для ухватов было сделано специальное приспособление над печью, где они хранились в горизонтальном положении. Ухваты могли храниться в нише за печью, которое так и называлось — запечье. Наиболее часто используемые ухваты хранились рядом с печью, остальные выносились в кладовку.
Рогач использовался в различных обрядах, существовало множество примет, связанных с ним, например, рогач нельзя было ставить у печи рогами вниз. Рогач мог служить оружием.
Как и кочергу, ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети ее длины. Затем нерассеченную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, похожее на рога. Отсюда и пошло второе название ухвата — рогач.
Диаметр кольца зависел от размеров чугунов и горшков, для которых ухват предназначался. Изготовляли ухват с таким расчетом, чтобы чугун надежно сидел на его рогах. Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.
С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Обед готовили преимущественно из мясных блюд. На ужин употребляли мясные, молочные или мучные блюда.
Использовались ухваты непосредственно во время приготовления пищи. После того как печь была истоплена и пища приготовлена, ухваты убирались. Хранились ухваты по-разному. Чаще для ухватов было сделано специальное приспособление над печью, где они хранились в горизонтальном положении. Ухваты могли храниться в нише за печью, которое так и называлось — запечье. Наиболее часто используемые ухваты хранились рядом с печью, остальные выносились в кладовку.
Рогач использовался в различных обрядах, существовало множество примет, связанных с ним, например, рогач нельзя было ставить у печи рогами вниз. Рогач мог служить оружием.