В каталоге Историко-этнографического музея
«Русская старина», который был составлен Иваном Фёдоровичем Барщевским
и опубликован в 1909 году, есть такая запись об этом экспонате:
Сары-чырпы — наголовный женский халат
Халат Сарта из Мерва, желтой бумажной материи с вышивкою цветными шелками, подкладка из набивного ситца.
Такие халаты надевали на торжественные мероприятия, набрасывая поверх головного убора.
Над созданием одного халата зачастую работало несколько мастериц в течение двух-трех месяцев. Швея кроила из нескольких кусков домотканого шелка сам халат, а вышивальщица наносила на раскроенные полотна узор. Затем надо было аккуратно сшить заранее приготовленные отдельные куски так, чтобы рисунок совпал и сохранил общую орнаментальную композицию. В последнюю очередь к уже готовому изделию пришивали богато украшенный воротник. Подол чырпы окаймляли бахромой из красно-черных шелковых нитей.
Орнамент на чырпы погружает нас в мир таинственных символов. Это либо орнамент из ломаных линий с бутонами, либо особый вид узора для каждой части халата: на спине — крупные стилизованные остроконечные тюльпаны, а по плечам и подолу вьются ветки и стебли с цветами, на рукавах — яркие лепестки, бутоны и листья, на нашивных манжетах — мелкий геометрический узор. Помимо растительного орнамента обязательно встречаются и зооморфные мотивы: рога-завитки, глаза или когти животных. Крупные треугольники, круги и ромбы тоже используют в орнаменте.
Цвет халата указывал на возраст хозяйки. Темно-зеленый или черный сары-чырпы надевала молодая женщина до 40 лет. Считалось, что темные тона защищали и скрывали от дурного глаза. Туркменки старше 40 лет накидывали на головной убор сары-чырпы желтого цвета. Для пожилых женщин шили халат белого цвета. Белый цвет символизировал мудрость, чистоту и целомудрие, а также загробный мир.
Женщины бережно хранили сары-чырпы в семье, передавая их по наследству.
Сары-чырпы — наголовный женский халат
