В коллекции Зимовниковского музея хранится шинель образца до 1943 года — зимнее военное пальто, которое носили в советской армии. Его изготавливали из сукна — плотной шерстяной или полушерстяной ткани серого цвета.
Первое упоминание шинели в России относилось к концу XVIII века. Сначала Екатерина II ввела длинный сюртук из сукна для егерей — служащих русской пехоты, а затем Павел I распространил эту форму на всех солдат и офицеров.
В Красной Армии шинель сделали частью военной формы в 1926 году. Она представляла собой однобортное серое пальто с отложным воротником, карманами и потайной застежкой. С 1935 года шинель стала двубортной, ее шили из серо-коричневого сукна. На спине была лишь одна встречная складка вместо шести или семи, как у предыдущей модели. Хлястик — узкая полоска ткани сзади, имел форму восьмерки и крепился на две большие золотые пуговицы.
Длина подола, по уставу, в разных войсках отличалась: у пехотинцев на 32 сантиметра выше пола, а у кавалеристов — в пол. У остальных служащих шинель была на 18–22 сантиметров выше поверхности земли, часто её подрезали самостоятельно. У шинелей по нижнему краю с внутренней стороны располагались стальные крючки. При беге полы шинелей можно было отогнуть вверх и зацепить крючками за ремень на поясе.
Во время Великой Отечественной войны солдаты и офицеры носили шинель под поясными ремнем, а сверху — знаки отличия. C 1943 года на двубортных шинелях для офицеров и командиров стали пришивать по 6 пуговиц на борт, всего 12. На шинелях младшего командного и рядового состава пуговиц не было — застегивались на крючки.
Шинель из плотного сукна спасала владельца от осадков. К тому же она была очень теплой: в полевых условиях ее использовали как одеяло. Солдаты отстегивали хлястик, шинель становилась гораздо шире, и ею можно было укрываться.
Солдатскую верхнюю одежду использовали и совсем нестандартно. Например, набрасывали во время атак на проволочные ограждения: толстое сукно защищало солдат от порезов и ран. Иногда пальто бросали под колёса, чтобы вытягивать из грязи застрявшие автомобили.
Первое упоминание шинели в России относилось к концу XVIII века. Сначала Екатерина II ввела длинный сюртук из сукна для егерей — служащих русской пехоты, а затем Павел I распространил эту форму на всех солдат и офицеров.
В Красной Армии шинель сделали частью военной формы в 1926 году. Она представляла собой однобортное серое пальто с отложным воротником, карманами и потайной застежкой. С 1935 года шинель стала двубортной, ее шили из серо-коричневого сукна. На спине была лишь одна встречная складка вместо шести или семи, как у предыдущей модели. Хлястик — узкая полоска ткани сзади, имел форму восьмерки и крепился на две большие золотые пуговицы.
Длина подола, по уставу, в разных войсках отличалась: у пехотинцев на 32 сантиметра выше пола, а у кавалеристов — в пол. У остальных служащих шинель была на 18–22 сантиметров выше поверхности земли, часто её подрезали самостоятельно. У шинелей по нижнему краю с внутренней стороны располагались стальные крючки. При беге полы шинелей можно было отогнуть вверх и зацепить крючками за ремень на поясе.
Во время Великой Отечественной войны солдаты и офицеры носили шинель под поясными ремнем, а сверху — знаки отличия. C 1943 года на двубортных шинелях для офицеров и командиров стали пришивать по 6 пуговиц на борт, всего 12. На шинелях младшего командного и рядового состава пуговиц не было — застегивались на крючки.
Шинель из плотного сукна спасала владельца от осадков. К тому же она была очень теплой: в полевых условиях ее использовали как одеяло. Солдаты отстегивали хлястик, шинель становилась гораздо шире, и ею можно было укрываться.
Солдатскую верхнюю одежду использовали и совсем нестандартно. Например, набрасывали во время атак на проволочные ограждения: толстое сукно защищало солдат от порезов и ран. Иногда пальто бросали под колёса, чтобы вытягивать из грязи застрявшие автомобили.