Представленная в экспозиции музея-заповедника «Куликово поле» колесцовая шпора — часть снаряжения всадника, элемент управления лошадью XIV–XV веков. Шпора состоит из двух изогнутых дужек, с прямоугольными креплением под ремни на концах, предохранительным шипом и держателем для колесика-репейка в основании. Колесико-репеек имеет форму семилучевой звезды. На обеих дужках и креплении репейка просматривается орнамент.
За прошедшие столетия человечество придумало ряд приспособлений, которые ему помогали в управлении лошадью. Помимо узды, которая надевалась непосредственно на лошадь и помогала всаднику управлять животным напрямую, у всадника в эпоху Куликовской битвы были дополнительные элементы управления, такие как шпоры и плеть.
Шпоры — элемент снаряжения всадника, металлические дужки с шипами или колесиками (репейками), прикрепляемые к каблукам обуви всадника для управления лошадью. Шпора имеет вид дуги, которая изогнута в форме каблука.
Древнейшие шпоры были найдены в кургане V века до нашей эры в Словении.
В те времена, когда еще не было стремян, шпоры нужны были для того, чтобы заставить лошадь остановиться. Тогда шпоры были заточены достаточно остро и наносили лошади болезненные удары. В XIII–XIV веках появились колесиковые шпоры. Они были менее острыми и более удобными как для всадника, так и для лошади. В Средние века всадники носили шпоры длиной до 30 сантиметров. Колесико могло забиваться грязью, поэтому были изобретены шпоры с тупым выступом вместо колесика. В настоящее время такие шпоры с тупым выступом применяются при верховой езде.
Достаточно длительное время, практически вплоть до XIX века, всадник ассоциировался исключительно с военным делом. Как и в Западной Европе, на Руси шпоры были неотъемлемой принадлежностью состоятельного человека, феодального слуги или дворцового стражника.