В коллекции музея представлен деревянный сундук конца XIX века, предназначенный для хранения одежды и вещей. Он окован металлом и узорчатой жестью, металл покрыт лаком, имеются деревянные фигурные ножки, крышка на металлических шарнирах и внутренний замок, который закрывался на ключ. По бокам сундука — кованые висячие ручки.
Сундук украшен жестяными золотистыми полосками в виде решетки, а также квадратными и треугольными жестяными вставками с узором. Эти узоры выполнены в техниках чеканки и хромолитографии по жести, на полосках и вставках нанесен растительный узор разных цветов.
В Россию сундук пришел с Востока и получил широкое распространение. Само слово — тюркского происхождения, переводилось как «ящик». Вплоть до XIX века сундук стоял во главе всей домашней мебели: днем его использовали как лавку, ночью на нем спали. При этом он всегда служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Поэтому богатство семьи на Руси измерялось именно количеством сундуков.
Наши предки воспринимали сундук не только как вещь чисто утилитарную, но и как элемент художественного оформления жилища. Их собирали из различных пород древесины, в основном использовали дуб, бук и ясень. Одним из самых популярных приемов художественного оформления сундучных изделий, тесно связанным с их функционалом, была оковка железом. Но русские умельцы на этом не останавливались: они придумывали всевозможные оригинальные замки, которые звенели и играли музыку при открывании. Зачастую сундуки обтягивали звериными шкурами и красивыми тканями.
В XVII веке были особенно популярны сундуки-подголовники. Выполненные в форме черепашьего панциря, они служили хранилищем денег и драгоценностей. Когда человек ложился спать, он обязательно клал свой подголовник под подушку.
В каждом регионе сундук имел свой неповторимый и узнаваемый облик. Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в XVII веке были Новгород, Холмогоры, Великий Устюг и Москва. Мастера-ремесленники имели свои приемы отделки сундуков, но все вместе они создали единый художественный образ, который превратил обычную бытовую вещь в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства.
Переустройство жизни по западному образцу вытеснило сундуки сначала из покоев дворянства, а спустя два века — и из сельского быта. Сейчас можно наблюдать, как сундуки снова входят в моду.
Сундук украшен жестяными золотистыми полосками в виде решетки, а также квадратными и треугольными жестяными вставками с узором. Эти узоры выполнены в техниках чеканки и хромолитографии по жести, на полосках и вставках нанесен растительный узор разных цветов.
В Россию сундук пришел с Востока и получил широкое распространение. Само слово — тюркского происхождения, переводилось как «ящик». Вплоть до XIX века сундук стоял во главе всей домашней мебели: днем его использовали как лавку, ночью на нем спали. При этом он всегда служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Поэтому богатство семьи на Руси измерялось именно количеством сундуков.
Наши предки воспринимали сундук не только как вещь чисто утилитарную, но и как элемент художественного оформления жилища. Их собирали из различных пород древесины, в основном использовали дуб, бук и ясень. Одним из самых популярных приемов художественного оформления сундучных изделий, тесно связанным с их функционалом, была оковка железом. Но русские умельцы на этом не останавливались: они придумывали всевозможные оригинальные замки, которые звенели и играли музыку при открывании. Зачастую сундуки обтягивали звериными шкурами и красивыми тканями.
В XVII веке были особенно популярны сундуки-подголовники. Выполненные в форме черепашьего панциря, они служили хранилищем денег и драгоценностей. Когда человек ложился спать, он обязательно клал свой подголовник под подушку.
В каждом регионе сундук имел свой неповторимый и узнаваемый облик. Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в XVII веке были Новгород, Холмогоры, Великий Устюг и Москва. Мастера-ремесленники имели свои приемы отделки сундуков, но все вместе они создали единый художественный образ, который превратил обычную бытовую вещь в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства.
Переустройство жизни по западному образцу вытеснило сундуки сначала из покоев дворянства, а спустя два века — и из сельского быта. Сейчас можно наблюдать, как сундуки снова входят в моду.