Орнамент сшит из шкуры оленя белого цвета и кожи коричневого цвета. Полоса, соединяющая переднюю и заднюю стенки, является и дном сумочки. Полоса украшена орнаментом «Заячьи ушки» (Альбом Шешкина «Мансийские орнаменты», стр. 19 № 38), который выполнен из белого оленьего меха, фон — коричневая кожа. Украшения — свисающие полоски кожи с нанизанными на них разноцветными бусами «царских времён», металлическими маленькими патронами, пуговицами от солдатской формы времён существования Советского Союза (круглые с пятиконечной звездой), другими металлическими предметами.
Тутчан
Время создания
вторая половина XX века
Место создания
Березовский район
Размер
31x22x5 см
Техника
шитье ручное
Коллекция
Выставка
#1
Гындышева Д.И.
Тутчан
#2
#9
Тутчан
Подобную сумочку для рукоделия имела каждая хантыйская девочка, женщина, в ней находились все необходимые предметы. Если девушка убегала с наречённым из родительского дома, она имела право захватить только свой тутчан
#4
В хантыйской традиционной культуре мешочки для хранения швейных принадлежностей (сумочки для рукодельных принадлежностей) являются неотъемлемым атрибутом женщины. Изделия этого типа овальные, вытянуты в высоту, состоят из передней и задней стенок, между которыми вшивается меховая полоса, придающая изделию объёмность.
Первая взрослая вещь к которой привыкает рука девочки — это игла. День, когда девочка впервые осмысленно берет в руки иглу, становится маленьким женским торжеством. Бабушка или мать тут же изготовляют ей швейный мешочек и игольницу. С этой поры до последнего своего дня женщина шьет.
#5
Девушки за шитьем тутчанов
#6
Сумка — тутчан имела не только функциональное назначение, но и олицетворяла душу своей владелицы. В сумках мастерицы держали швейные принадлежности (лоскутки ткани, кусочки меха, сухожильные нитки, иголки, ножницы, игольница, мешочек для хранения напёрстка).
Оформлению сумки для рукоделия женщины предавалось большое значение. Внешний вид сумки говорил о мастерстве, трудолюбии и, в какой — то мере, о достатке владелице предмета.
Оформлению сумки для рукоделия женщины предавалось большое значение. Внешний вид сумки говорил о мастерстве, трудолюбии и, в какой — то мере, о достатке владелице предмета.
В швейной сумке, рядом с иглами и нитями, женщина хранила свои амулеты и предметы для очистительного окуривания: обрывки шкурки бобра, чагу, кусочки оленьи жилы. В сумке — тутчан мать хранила и пуповины своих детей. Женщина неразлучна со своей сумкой, даже когда ей приходится отправляться в иной мир. Когда женщина умирает, ей в изголовье кладут тутчан, в игольницу втыкают две пары игл. Без них женщина (вернее, ее четыре души) не могут возродиться в последующей жизни. Этот обряд неявно указывает на то, что швейная игла представляется как один из образов женской души.
#7
Тутчан
Для женщины, имеющей тутчан, нет непреодолимых испытаний и преград. Так в одной из хантыйских легенд говорится о том, что героине удалось переплыть океан на своей швейной сумке.
#10
Таким образом, подчеркивается значимость и большая роль этого предмета в жизни женщины.
#8
Музейно-культурный центр г. Нягань
читать дальшескрыть
Тутчан
Время создания
вторая половина XX века
Место создания
Березовский район
Размер
31x22x5 см
Техника
шитье ручное
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться