Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Чаунский краеведческий музей

Косторезное искусство

архив
Thu Jan 09 2020 16:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Wed Dec 30 2020 16:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#2
Искусство арктических народов часто называют уникальным. Люди, живущие в экстремально тяжелых природных условиях, действительно создали исключительно своеобразную художественную культуру. Распространенное когда-то по всему Северу, косторезное искусство существует в наши дни лишь в нескольких регионах — на Аляске, в Якутии, а также в Чукотском автономном округе. Причем, именно на Чукотке оно сохранилось в наиболее полном объеме, именно здесь продолжают развиваться стилистические традиции, утраченные художниками других арктических районов.
Крупнейшим центром косторезного искусства Чукотского полуострова является Уэлен, поселок морских зверобоев и оленеводов, расположенный неподалеку от мыса Дежнева, там, где соединяются воды Ледовитого и Тихого океанов. Резная кость Уэлена — «визитная карточка» современной Чукотки.

Резьба и гравировка по кости приобретают в наши дни особое значение, прежде всего, для самих северян. В эпоху, когда стремительно исчезает их родной язык, когда уходят в прошлое традиции предков, косторезное искусство становится для береговых чукчей и азиатских эскимосов одним из наиболее ярких проявлений их национальной культуры.


Косторезному искусству Чукотки не менее 2 тысяч лет. Об этом свидетельствуют результаты археологических исследований, в том числе, раскопки близ Уэлена, где были обнаружены одни из самых совершенных произведений древнего искусства Арктики. Поражает мастерство, с которым выполнены старинные амулеты и украшения, наконечники и головки гарпунного древка. Их поверхность покрывает сложный орнамент, имевший в глазах первобытных охотников священное, магическое значение. Многие древние изделия отличаются такими высокими художественными достоинствами, что смело, могут быть названы подлинными шедеврами мирового первобытного искусства.


Находки археологов не оставляют сомнений в том, что многие сотни лет назад на побережьях Берингова пролива уже существовала зрелая изобразительная традиция. При проведении археологических раскопок в окрестностях Уэлена часто встречается изготовленное из кости охотничье вооружение. Изящный геометрический орнамент, выполненный в технике гравировки, покрывает наконечники гарпунов. Тонкие, сходящиеся под острыми углами линии, подчеркивают их стреловидные обтекаемые формы. 

Иной характер у декора на массивных втулках из моржового клыка, закреплявшихся на переднем конце гарпунного древка. Помимо геометрических фигур — треугольников, ромбов, кругов и овалов, — на головках гарпунного древка можно увидеть рельефные изображения таинственных ликов с широко раскрытыми глазами, а также сомкнутые медвежьи клыки. Подобный орнамент имел, несомненно, магическое, сакральное значение. Взяв в руки гарпун, покрытый священными знаками, охотник ощущал в себе силу могущественных духов, представлял себя белым медведем — «хозяином ледяных просторов». Рельефный декор выполнял, по-видимому, и чисто практическую функцию: легкие выступы на оружии позволяли прочнее удерживать его в руках. 

При проведении археологических раскопок на северо-востоке Чукотки найдены многочисленные зооморфные скульптуры, игравшие, вероятно, роль амулетов. Несмотря на небольшие размеры, фигурки медведей, тюленей, моржей отличаются исключительной выразительностью и большой силой эмоционального воздействия. Персонажи всегда хорошо узнаваемы: будучи потомственными зверобоями, резчики по кости с помощью отдельных, тонко подмеченных деталей передавали особенности строения тела северных животных, их характерные позы и повадки. 

Массивны и тяжеловесны изображения белых медведей. Чтобы передать мощь этих грозных зверей, мастера часто изображали их с оскаленными пастями. Поверхность зооморфных изображений, созданных резчиками древней Чукотки, старательно орнаментирована. Детально проработанные узоры отмечают на теле зверя жизненно важные центры: в них должен был направить копье охотник. 

Антропоморфная скульптура изображала, по-видимому, прародителей племени. Миниатюрная личина — уменьшенная копия шаманской маски, лик, венчающий декоративную пластину, свидетельствуют о том, что древние художники стремились к созданию ясных, лаконичных, легко запоминающихся образов. Резчики по кости сумели наделить свои произведения особой внутренней силой.

Изготавливая ручки ведерок для «кормления» убитых животных, резчики нередко украшали их цепочками из моржового клыка. Цепочки имитировали железные цепи шаманов, и, согласно поверьям, обеспечивали удачу на промысле.
читать дальшескрыть
Чаунский краеведческий музей
Телефон
+7 (42737)4-30-17
Официальный сайт
http://chaun-museum.e-stile.ru
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%
%title%
%title%%type%