В России издавна было развит способ окрашивания ткани в технике набойки, которая получила своё название от процесса работы, когда по доске с вырезанным рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в материю.
Русская набойка украшала полотенца, скатерти, сарафаны и рубахи. В Нижнетагильском заводском посёлке 1-й половины XIX века ткани тоже украшали набивным рисунком, наносившимся при помощи специальных досок-манер. Позднее, резчики стали вставлять в них гвоздики, проволочки и отдельные небольшие детали, придававшие рисунку особую четкость и позволявшие воспроизводить мелкий орнамент. Набойные доски (манеры) медленно изнашивались, к тому же изготовление новых было делом трудоемким и требовало мастерства, и ремесленники обычно охотно пользовались старыми проверенными досками. В этом кроется одна из причин того, что в набойке долго сохранялись одни и те же мотивы орнамента. Одним из самых распространенных был орнамент, состоящий из точек, колечек, розеток, ромбов. Особой красотой отличались старые набойки, сделанные с помощью целиком деревянных манер с крупным рисунком.
Набоечное дело было широко развито по всей России в XIX – начале XX вв. На производстве набивных досок специализировались целые регионы. Торговали ими на всех крупных ярмарках.
Мастера красильщики могли быть как местные, так и пришлые, которые ходили по деревням и посёлкам в поисках заказов. Существовали и крупные мастерские, занимавшиеся окрашиванием тканей. В мастерских работали в основном мужчины, женщины лишь сшивали холсты. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник» – многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок. Такой узорник раскидывали на местном базаре или ярмарке и по нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Заказчик прилагал к номеру узора рулон гладкого домотканого полотна и через некоторое время получал его в виде готовой набойки.
По способу нанесения набойка делилась на кубовую и верховую. Доски-манеры использовались при обоих способах.
При нанесении кубовой набойки доску покрывали специальным резервирующим составом – вапой, которая состояла из клея, глины и минеральных добавок. Для этого она наносилась кистью на подушечку, к которой несколько раз прикладывали набойную доску, а когда доска набирала достаточное количество вапы, узор печатали на льняном домотканом холсте. При этом узор получался бесцветным и ткань сохраняла естественный цвет. Потом её просушивали, а затем прокрашивали синим красителем, погружая в емкость с красителем – куб. От количества погружений ткани в краску зависела интенсивность цвета, от сине-голубого до почти черного. Затем ткань промывали и закрепляли краску в кислом растворе. Зарезервированный рисунок оставался неокрашенным. Для изготовления синей краски с давних пор употребляли растение индиго. Кубовой набойкой занимались специальные мастера-красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие окрестное население. Название этой техники окрашивания связано с тем, что емкость с индиговым красителем называлась кубом.
Другой разновидностью набойки была верховая. При этом для нанесения узора на ткань применялась масляная краска. Краской пропитывали натянутый на раме кусок сукна. На него помещали доску с узором и ударяли молотками, чтобы краска переходила на доску.
Потом доску накладывали на окрашиваемое полотно и били по ней деревянным молотком. Краска переходила с доски на ткань. Операция повторялась до тех пор, пока вся площадь полотна не покрывалось узорами.
Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок – отдельная доска для каждого цвета.
Во второй половине XIX века набоечное дело стало приходить в упадок в связи с появлением фабричного ситца.