Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Доска набоечная для ткани

Размер
48x32x5,5 cm
Техника
дерево, резьба
0
Открыть в приложении
#1

В России издавна было развит способ окрашивания ткани в технике набойки, которая получила своё название от процесса работы, когда по доске с вырезанным рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в материю.


Русская набойка украшала полотенца, скатерти, сарафаны и рубахи. В Нижнетагильском заводском посёлке 1-й половины XIX века ткани тоже украшали набивным рисунком, наносившимся при помощи специальных досок-манер. Позднее, резчики стали вставлять в них гвоздики, проволочки и отдельные небольшие детали, придававшие рисунку особую четкость и позволявшие воспроизводить мелкий орнамент. Набойные доски (манеры) медленно изнашивались, к тому же изготовление новых было делом трудоемким и требовало мастерства, и ремесленники обычно охотно пользовались старыми проверенными досками. В этом кроется одна из причин того, что в набойке долго сохранялись одни и те же мотивы орнамента. Одним из самых распространенных был орнамент, состоящий из точек, колечек, розеток, ромбов. Особой красотой отличались старые набойки, сделанные с помощью целиком деревянных манер с крупным рисунком.


Набоечное дело было широко развито по всей России в XIX – начале XX вв. На производстве набивных досок специализировались целые регионы. Торговали ими на всех крупных ярмарках.

Мастера красильщики могли быть как местные, так и пришлые, которые ходили по деревням и посёлкам в поисках заказов. Существовали и крупные мастерские, занимавшиеся окрашиванием тканей. В мастерских работали в основном мужчины, женщины лишь сшивали холсты. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник» – многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок. Такой узорник раскидывали на местном базаре или ярмарке и по нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Заказчик прилагал к номеру узора рулон гладкого домотканого полотна и через некоторое время получал его в виде готовой набойки.

По способу нанесения набойка делилась на кубовую и верховую. Доски-манеры использовались при обоих способах.


При нанесении кубовой набойки доску покрывали специальным резервирующим составом – вапой, которая состояла из клея, глины и минеральных добавок. Для этого она наносилась кистью на подушечку, к которой несколько раз прикладывали набойную доску, а когда доска набирала достаточное количество вапы, узор печатали на льняном домотканом холсте. При этом узор получался бесцветным и ткань сохраняла естественный цвет. Потом её просушивали, а затем прокрашивали синим красителем, погружая в емкость с красителем – куб. От количества погружений ткани в краску зависела интенсивность цвета, от сине-голубого до почти черного. Затем ткань промывали и закрепляли краску в кислом растворе. Зарезервированный рисунок оставался неокрашенным. Для изготовления синей краски с давних пор употребляли растение индиго. Кубовой набойкой занимались специальные мастера-красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие окрестное население. Название этой техники окрашивания связано с тем, что емкость с индиговым красителем называлась кубом.


Другой разновидностью набойки была верховая. При этом для нанесения узора на ткань применялась масляная краска. Краской пропитывали натянутый на раме кусок сукна. На него помещали доску с узором и ударяли молотками, чтобы краска переходила на доску.


Потом доску накладывали на окрашиваемое полотно и били по ней деревянным молотком. Краска переходила с доски на ткань. Операция повторялась до тех пор, пока вся площадь полотна не покрывалось узорами.


Количество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок – отдельная доска для каждого цвета.


Во второй половине XIX века набоечное дело стало приходить в упадок в связи с появлением фабричного ситца. 

#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Доска набоечная для ткани

Размер
48x32x5,5 cm
Техника
дерево, резьба
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%