Икона поступила в Вятский художественно-исторический музей в 1910–1919 годах из Вятского художественного кружка, это один из первых предметов церковного искусства в собрании музея.
1 / 2
#2
#3

Вятский художественно-исторический музей. 1910
#4
Иконы из медных сплавов были очень популярны в России в XIX веке. Поскольку расстояния были большими, а дороги — плохими, люди той эпохи много времени проводили в дороге. Конечно, было неудобно возить с собой почитаемые деревянные образа, поэтому и появились небольшие иконы из металла, которые не занимали много места и не повреждались при перевозке.
#5
На иконе из Вятского художественного музея изображен Иоанн Предтеча (Креститель), один из самых почитаемых Русской православной церковью святых. Его традиционно изображают в одежде из верблюжьей шерсти, которая символизирует аскезу и отказ от мирской жизни.
#6
В традиционном иконостасе изображение Предтечи помещается в деисусном чине, по левую руку от центральной фигуры Христа. По правую руку изображают Богородицу. Вероятно, изначально экспонат из Вятского художественного музея представлял собой трехчастный складень-деисус, но средник с изображением Христа и створка с изображением Богородицы не сохранились.
#8

Складень «Деисус». Медный сплав, литье, эмаль. 16,5×43,5. Россия, XIX век
#7
В XIX веке такие иконы производили массово, их отливали на многочисленных заводах. Часто такие изделия украшали в технике перегородчатой эмали. На данной иконе использованы два цвета эмали: синий и белый.
#9
Состояние сохранности
#10

Лицевая сторона до реставрации
#11
Предмет поступил в Центр загрязненным от пыли и жира, цвета эмали потускнели, орнамент стал плохо различимым. Металлическая часть покрылась темно-коричневой оксидной пленкой, которая образовалась на медном сплаве из-за многолетнего воздействия кислорода и внешней среды. На поверхности были заметны крупные зеленые и коричневые пятна продуктов коррозии. Эмаль была почти полностью утрачена (по составу эмаль похожа на стекло и достаточно хрупка, поэтому часто откалывается и трескается).
#12
Реставрация
#13
Чтобы удалить поверхностные загрязнения, реставратор Центра погрузил образок в очищающий раствор. Затем была проведена дополнительная чистка мягкой латунной щеткой, смоченной водой. После полного удаления загрязнений и продуктов коррозии была проведена тонировка металла с последующей консервацией.
#14

Лицевая сторона после реставрации
#15
Вятский художественный музей
read morehide
Святой Иоанн Предтеча
Dimensions
4,2x4 cm
Technique
медь; литье, эмаль
Collection
Exhibition
5

Open in app
Share