Художник Григорий Нечеухин родился в 1929 году в глухой деревне Курганской области. В 1942 году потерял на войне отца. В 13 лет начал работать на лесокомбинате на Урале, где впервые увидел, как пленный немец на лесоповале рисовал с натуры другого заключенного. После этого случая окончательно решил, что будет художником. Бежал из дома, чтоб поступить в Свердловское художественно-ремесленное училище. Будучи «из худородных крестьян», как сам про себя говорил в интервью, он вошел в историю уральской живописи как мастер-портретист. Самые известные портреты Григория Нечеухина — портрет писателя Василия Белова (1988) и оперного певца Бориса Штоколова (1994).
Художник и писатель познакомились в конце 1980-х годов. Время и место их знакомства переписка, сохранившаяся в Государственном архиве Вологодской области за 1988, 1989, 1992, 1994 годы, не раскрывает. Однако она дает представление о том, когда и как создавались портреты Василия Белова в те годы.
Из писем известно, что идея написания портрета В. Белова исходила от свердловского художника. «В разговоре с Вами по телефону мы ориентировочно наметили время написания портрета — 2-ю половину мая», — пишет Г. А. Нечеухин Белову 23 апреля 1988 года. И далее: «Может Вы мне черкнете несколько слов, когда Вам удобнее всего уделить мне несколько сеансов, меня устроит любое время». Видимо, художник торопился успеть написать портрет к 60-летнему юбилею писателя.
Из письма от 23 декабря 1988 года узнаем, что Григорий Нечеухин приезжал к Белову. Точная дата приезда неизвестна, предположительно лето 1988 года. Известно, что поездка очень вдохновила художника. В письме от 23 декабря 1988 года читаем: «Поездку к Вам считаю теперь явлением нормальным, таким, как скажем, притяжение малых тел к большим».
В Тимонихе Нечеухин запланировал написать не просто портрет писателя, а целую галерею образов семьи В. И. Белова: портрет В.И. Белова (117×93); этюд с портрета писателя (40×50), подарен В.И. Белову; портрет Анфисы Ивановны Беловой; портрет отца Белова (планировал писать по фотографии). Все эти работы были созданы художником (кроме портрета отца).
Весной 1989 года Григорий Нечеухин пишет Белову: «Стоит в моей небольшой мастерской большой портрет большущего писателя». Портрет писателя (117×93) был почти закончен в марте 1989 года, однако для Григория Андреевича была «крайне важна еще одна встреча» с Беловым, в письме он пишет: «За сходство ручаюсь, но вот хотелось бы усложнить выражение и добавить серебра и инея в усах и бороде». Автора портрета тогда переполняли эмоции, не случайно именно так он написал в своем письме: «Сами понимаете, с каким трепетом я жду, когда Вы произнесете свой «приговор».
Кстати сказать, этот портрет в 1992 году экспонировался в Свердловске на выставке художников уральского региона и «был воспринят всеми как удачная работа».
Большой портрет Белова тогда остался в мастерской художника в Свердловске. Василию Белову Григорий Нечеухин передал погрудный портрет. В письме от 27 апреля 1989 года художник пишет: «…что касается этюда с Вас, то я его сделал портретом 50×40, думаю, он Вам интерьер не испортит, так я Вам его дарю, уже надписал на оборотной стороне дарственную. И вообще все сработанное в Вашем доме будет Ваше…». Маленький портрет сейчас хранится в художественной коллекции Музея-квартиры В. И. Белова. Ранее он находился в доме писателя в деревне Тимонихе.
Художник, судя по переписке и воспоминаниям жены писателя О. С. Беловой, был рад знакомству с Василием Ивановичем и своим поездкам на Вологодчину. Из письма Григория Нечеухина: «Я Вас благодарю за то, что Вы рискнули и пригласили в свой дом далекого незнакомца, такое не забывается!» Пребывание в Тимонихе, в гостях у писателя, надолго запомнилось уральскому художнику: »…мой визит к Вам не был напрасным, и я сделал то, что хотел, еще раз восславил славное имя Белова».
Строгим и задумчивым изображен на портрете Василий Белов на фоне бревенчатой стены родного дома. Это один из тех портретов, который был написан с натуры, притом на родине известного русского писателя. В те дни, как рассказывает жена писателя Ольга Белова, он был открыт для общения, искренен с теми, кого считал «своим». Именно тогда, беседуя с художником, он поделился тем, что хотел бы быть похоронен на свой родине, рядом с матерью.
Художник и писатель познакомились в конце 1980-х годов. Время и место их знакомства переписка, сохранившаяся в Государственном архиве Вологодской области за 1988, 1989, 1992, 1994 годы, не раскрывает. Однако она дает представление о том, когда и как создавались портреты Василия Белова в те годы.
Из писем известно, что идея написания портрета В. Белова исходила от свердловского художника. «В разговоре с Вами по телефону мы ориентировочно наметили время написания портрета — 2-ю половину мая», — пишет Г. А. Нечеухин Белову 23 апреля 1988 года. И далее: «Может Вы мне черкнете несколько слов, когда Вам удобнее всего уделить мне несколько сеансов, меня устроит любое время». Видимо, художник торопился успеть написать портрет к 60-летнему юбилею писателя.
Из письма от 23 декабря 1988 года узнаем, что Григорий Нечеухин приезжал к Белову. Точная дата приезда неизвестна, предположительно лето 1988 года. Известно, что поездка очень вдохновила художника. В письме от 23 декабря 1988 года читаем: «Поездку к Вам считаю теперь явлением нормальным, таким, как скажем, притяжение малых тел к большим».
В Тимонихе Нечеухин запланировал написать не просто портрет писателя, а целую галерею образов семьи В. И. Белова: портрет В.И. Белова (117×93); этюд с портрета писателя (40×50), подарен В.И. Белову; портрет Анфисы Ивановны Беловой; портрет отца Белова (планировал писать по фотографии). Все эти работы были созданы художником (кроме портрета отца).
Весной 1989 года Григорий Нечеухин пишет Белову: «Стоит в моей небольшой мастерской большой портрет большущего писателя». Портрет писателя (117×93) был почти закончен в марте 1989 года, однако для Григория Андреевича была «крайне важна еще одна встреча» с Беловым, в письме он пишет: «За сходство ручаюсь, но вот хотелось бы усложнить выражение и добавить серебра и инея в усах и бороде». Автора портрета тогда переполняли эмоции, не случайно именно так он написал в своем письме: «Сами понимаете, с каким трепетом я жду, когда Вы произнесете свой «приговор».
Кстати сказать, этот портрет в 1992 году экспонировался в Свердловске на выставке художников уральского региона и «был воспринят всеми как удачная работа».
Большой портрет Белова тогда остался в мастерской художника в Свердловске. Василию Белову Григорий Нечеухин передал погрудный портрет. В письме от 27 апреля 1989 года художник пишет: «…что касается этюда с Вас, то я его сделал портретом 50×40, думаю, он Вам интерьер не испортит, так я Вам его дарю, уже надписал на оборотной стороне дарственную. И вообще все сработанное в Вашем доме будет Ваше…». Маленький портрет сейчас хранится в художественной коллекции Музея-квартиры В. И. Белова. Ранее он находился в доме писателя в деревне Тимонихе.
Художник, судя по переписке и воспоминаниям жены писателя О. С. Беловой, был рад знакомству с Василием Ивановичем и своим поездкам на Вологодчину. Из письма Григория Нечеухина: «Я Вас благодарю за то, что Вы рискнули и пригласили в свой дом далекого незнакомца, такое не забывается!» Пребывание в Тимонихе, в гостях у писателя, надолго запомнилось уральскому художнику: »…мой визит к Вам не был напрасным, и я сделал то, что хотел, еще раз восславил славное имя Белова».
Строгим и задумчивым изображен на портрете Василий Белов на фоне бревенчатой стены родного дома. Это один из тех портретов, который был написан с натуры, притом на родине известного русского писателя. В те дни, как рассказывает жена писателя Ольга Белова, он был открыт для общения, искренен с теми, кого считал «своим». Именно тогда, беседуя с художником, он поделился тем, что хотел бы быть похоронен на свой родине, рядом с матерью.