Полотно «Колхозница на велосипеде» было представлено на первой персональной выставке Дейнеки в СССР, включившей 119 его работ 1930–1935 годов.
В созданном художником образе заложена идея движения как состояния жизни, бесконечного пути, где человек и мир находятся в полной гармонии.
Дорога — ключевой элемент композиции, организующий пространство. В резком перспективном сокращении она стремительно уходит в глубину, взмывает вверх, обрывается вниз, создавая ритм, который ощущается почти физически.
Велосипедистка не мчится, но и не замирает — её движение ровное, естественное, слитое с рельефом. Это не борьба с пространством, а уверенное вхождение в бескрайний мир.
Цвет становится выразительным средством, определяющим эмоциональный строй картины. Красное платье колхозницы вспыхивает на фоне сложных оттенков зелени, создавая напряженный цветовой контраст, характерный для русской живописной традиции. Это сочетание, восходящее к народному искусству, требует тонкого равновесия, чтобы сохранить глубину пространства и избежать упрощенной декоративности.
Дейнека решает эту задачу, соединяя насыщенность цвета с глубиной изображения. Яркое пятно красного платья не просто контрастирует с фоном, а вплетается в сложную живописную ткань, где свет, воздух и движение формируют осязаемое, наполненное пространство картины.