Своеобразное место среди богатейшего фольклорного наследия коми занимают приметы. Они охватывали бытовую жизнь крестьянской семьи, общины. До нас дошло немало примет, связанных с жилищем человека, его деятельностью, окружающим миром. В виде отработанных веками кратких словесных формул приметы легли в основу народного календаря, которым коми пользовались вплоть до ΧΧ столетия. Этот календарь (святцы) представлен в экспозиции.
Год у древних коми начинался с даты весеннего равноденствия (22 марта), счет времени производился с использованием биологических ритмов основных промысловых животных (гон, появление потомства, выход медведя из берлоги и др.).
После христианизации и вхождения Коми края в состав Русского государства официальный календарь стал церковный (юлианский), с начала года вначале с 1 марта, затем (с 1492) с 1 сентября, а с начала XVIII века — с 1 января. Для счета времени по юлианскому календарю вплоть до начала XX века у коми (особенно в промысловой среде) использовались деревянные календари (пу святсi) — бипирамидальные шестигранные бруски с насечками на ребрах по числу дней в месяцах и году в целом. Церковные праздники отмечались особыми значками.
Охотничьи календари — вид народных резных календарей, происхождение которых связывают с христианством. Он представляет собой деревянный шестигранный брусок, оба конца которого выполнены в виде усеченной пирамиды, по ребрам (углам) граней вырезаны ножом ромбические насечки. Общее количество насечек соответствует числу дней в году. Каждое из двенадцати ребер — определенному месяцу, а насечки на каждом из них — числу дней в нем.
Нанесенные против некоторых насечек (дней) значки-символы (пасы), обозначают непереходящие даты православного церковного календаря (двунадесятые праздники, дни памяти наиболее почитаемых и местночтимых святых).
В основу календаря положено юлианское летосчисление, когда год начинался с первого марта (отмечен насечкой на торце), переход к следующему месяцу обозначен риской. Пользовались такими календарями следующим образом: прошедшие дни-насечки залепляли воском или смоляной (лиственничной, пихтовой) жвачкой (сир).