#1
#2
В конце XVII–XVIII веке русские иконостасы дополнились новыми сюжетами. Они могли включать, в том числе, отдельный цикл Страстей — событий, связанных с арестом, судом и распятием Христа. Раньше такие сюжеты включались в праздничный ряд иконостаса перед иконой Воскресения Христова. Несколько сцен страстного ряда поступили в музей из Ильинской часовни в деревне Ильино Рамешковского района.
На выставке представлена наиболее сохранная из них — «Поцелуй Иуды». Другие иконы этого комплекса еще находятся в процессе реставрации. Икона представляет наиболее драматичный момент Евангелия — предательство Спасителя одним из двенадцати его ближайших учеников. Первосвященники и учителя Закона давно хотели избавиться от Христа, по их мнению, возбуждавшего народ и нарушавшего формальные предписания религиозного закона. Иуда договорился сообщить им, когда Иисус будет в уединенном месте, где его проще схватить. Такая возможность представилась ночью в Гефсиманском саду, куда Христос удалился с учениками для молитвы. Иуда привел с собой многочисленную стражу и подал знак, кого нужно брать, поцеловав Иисуса в щеку. Апостолы бежали, а Христа отвели на суд к первосвященнику.
На иконе эта сцена представлена максимально кратко. В центре стоят Христос и обнимающий его Иуда, который изображен стариком, хотя обычно его представляли юношей. Симметрично по сторонам от центральной группы изображены воины, протягивающие руки, чтобы схватить Христа. Это иудейская стража, а не римские солдаты, так как на суд к Пилату Иисуса отведут позже, сперва найдя его вину на суде первосвященника. Иконописец изобразил стражников в пышных посеребренных доспехах и шлемах, традиционных для живописи и гравюр этого времени. Подробности сцены опущены: бежавшие в страхе апостолы и оказавший сопротивление Петр не изображены. Место действия передано условно. Постройки слева обозначают Иерусалим, холмы справа — Гефсиманский сад.
На иконе эта сцена представлена максимально кратко. В центре стоят Христос и обнимающий его Иуда, который изображен стариком, хотя обычно его представляли юношей. Симметрично по сторонам от центральной группы изображены воины, протягивающие руки, чтобы схватить Христа. Это иудейская стража, а не римские солдаты, так как на суд к Пилату Иисуса отведут позже, сперва найдя его вину на суде первосвященника. Иконописец изобразил стражников в пышных посеребренных доспехах и шлемах, традиционных для живописи и гравюр этого времени. Подробности сцены опущены: бежавшие в страхе апостолы и оказавший сопротивление Петр не изображены. Место действия передано условно. Постройки слева обозначают Иерусалим, холмы справа — Гефсиманский сад.
Следуя традиции, иконописец не обозначает время суток и не передает ночное освещение. Икона имеет характерный для конца XVII — раннего XVIII века зеленовато-голубой фон. Лаконичная, но выразительная живопись с насыщенными сочетаниями зеленых, розовых и охристых тонов близка к другой представленной на выставке иконе — «Воскрешение Лазаря».
читать дальшескрыть
Поцелуй Иуды
Размер
50x47,5 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться