Картина Валерия Всеволодовича Каптерева (1900—1981) была закуплена с 4-й выставки «Цеха живописцев», которая открылась в феврале 1928 года. Яков Тугендхольд писал о художниках этой выставки: «Все они прежде всего молоды и в противоположность „бытийцам“, очень индивидуалистичны: кто в лес, кто по дрова… В. Каптерев и Голованов приносят неожиданную дань Юрию Анненкову и Георгу Гроссу, пытаясь сочетать советский сюжет с французской цветностью и германским экспрессионизмом». Ядро общества составляли ученики Александра Шевченко. Шевченко делал упор на живописность произведения, гармоничное соотношение цветов, на конструктивное разрешение плоскости холста, умение увидеть в обыденном хорошо закомпонованный сюжет.
Именно интересная компоновка отличает живопись Каптерева. Не зря после ВХУТЕМАСа (1919—1925) он два года обучался на операторском отделении в Государственном институте кинематографии. В его работах всё выверено, нет ничего лишнего, всё работает на одну идею, на одну эмоцию. Выхваченные острым взглядом Каптерева сюжеты из окружающей действительности напоминают кадры из фильмов по силе восприятия. «Бессмысленно описывать видик, если нет внутренней идеи», — считал Каптерев.
Такова и его картина «Починка трамвайного пути ночью». Эту работу он написал по воспоминаниям из детства. Он катался с родителями на трамвае по Садовому кольцу. Отец Валерия был инженером-механиком, окончил Императорское механико-техническое училище (нынешняя Баумановка), в своих многочисленных прогулках рассказывал сыну о различных механизмах, машинах, самолетах. Однажды, возвращаясь с такой прогулки уже в темноте, увидели ремонт трамвайных путей. Их чинили ночью, чтоб с утра по ним снова ходили трамваи.
После выставки 1928 года, по легендам, Каптерев уничтожил все свои работы. Осталось буквально несколько холстов. Что послужило причиной уничтожения работ? Художник считал неприемлемым для себя писать «картины-паровозы» — отвечающие советской идеологии, живописующие «новую жизнь», «новый быт», благодаря которым можно было выставлять свои работы на выставках. Каптерев сложил с себя полномочия председателя правления и ушел из «Цеха». Он перешел в общество «Бытие», затем в «Общество московских художников».
В 1932 году постановлением ЦК ВКП (б) прекращается деятельность всех художественных обществ и организаций. Любые искания приравниваются к формализму и пережиткам прошлого. Каптерева исключали из МОСХа (Московского областного союза художников) дважды: в 1938 и 1949. Во время борьбы с формализмом в начале 1950-х годов работы, подаренные им Алма-Атинскому музею, были утеряны, скорее всего, уничтожены. Пропали все работы, во время войны оставленные Каптеревым дома, в Москве, в квартире на Кадашевской набережной. Каптерев был не известен широкой публике до 31 октября 1977 года, когда исследовательница творчества невписывавшихся в рамки соцреализма художников «плеяды» Ольга Ройтенберг смогла добиться разрешение на однодневную выставку под обтекаемым названием «Художники первой пятилетки». Сейчас творчество В. В. Каптерева снова возвращается к зрителю.
Именно интересная компоновка отличает живопись Каптерева. Не зря после ВХУТЕМАСа (1919—1925) он два года обучался на операторском отделении в Государственном институте кинематографии. В его работах всё выверено, нет ничего лишнего, всё работает на одну идею, на одну эмоцию. Выхваченные острым взглядом Каптерева сюжеты из окружающей действительности напоминают кадры из фильмов по силе восприятия. «Бессмысленно описывать видик, если нет внутренней идеи», — считал Каптерев.
Такова и его картина «Починка трамвайного пути ночью». Эту работу он написал по воспоминаниям из детства. Он катался с родителями на трамвае по Садовому кольцу. Отец Валерия был инженером-механиком, окончил Императорское механико-техническое училище (нынешняя Баумановка), в своих многочисленных прогулках рассказывал сыну о различных механизмах, машинах, самолетах. Однажды, возвращаясь с такой прогулки уже в темноте, увидели ремонт трамвайных путей. Их чинили ночью, чтоб с утра по ним снова ходили трамваи.
После выставки 1928 года, по легендам, Каптерев уничтожил все свои работы. Осталось буквально несколько холстов. Что послужило причиной уничтожения работ? Художник считал неприемлемым для себя писать «картины-паровозы» — отвечающие советской идеологии, живописующие «новую жизнь», «новый быт», благодаря которым можно было выставлять свои работы на выставках. Каптерев сложил с себя полномочия председателя правления и ушел из «Цеха». Он перешел в общество «Бытие», затем в «Общество московских художников».
В 1932 году постановлением ЦК ВКП (б) прекращается деятельность всех художественных обществ и организаций. Любые искания приравниваются к формализму и пережиткам прошлого. Каптерева исключали из МОСХа (Московского областного союза художников) дважды: в 1938 и 1949. Во время борьбы с формализмом в начале 1950-х годов работы, подаренные им Алма-Атинскому музею, были утеряны, скорее всего, уничтожены. Пропали все работы, во время войны оставленные Каптеревым дома, в Москве, в квартире на Кадашевской набережной. Каптерев был не известен широкой публике до 31 октября 1977 года, когда исследовательница творчества невписывавшихся в рамки соцреализма художников «плеяды» Ольга Ройтенберг смогла добиться разрешение на однодневную выставку под обтекаемым названием «Художники первой пятилетки». Сейчас творчество В. В. Каптерева снова возвращается к зрителю.