Михаил Васильевич Матюшин (1861—1935) — теоретик искусства, исследователь, педагог — одна из самых крупных величин русского авангарда. Он был не только художником, но и музыкантом (окончил Московскую консерваторию, играл на скрипке в Придворном императорском оркестре). Его можно назвать и композитором-новатором: в частности, он написал музыку к первой футуристической опере «Победа над Солнцем», которую называют провозвестником театра абсурда.
С 1911 года вместе со своей женой и соратницей Еленой Гуро Матюшин начал теоретическую работу над проблемами пространства в живописи. Позднее это вылилось в работу Мастерской пространственного реализма. Работа в ней велась на основе теории расширенного видения под художественным девизом «ЗОР-ВЕД» — от слов «зрение» и «ведание». Принцип Матюшина напоминал бионику: художник должен не повторять природные формы, а созидать подобно самой природе, видеть и чувствовать сокрытое.
С 1911 года вместе со своей женой и соратницей Еленой Гуро Матюшин начал теоретическую работу над проблемами пространства в живописи. Позднее это вылилось в работу Мастерской пространственного реализма. Работа в ней велась на основе теории расширенного видения под художественным девизом «ЗОР-ВЕД» — от слов «зрение» и «ведание». Принцип Матюшина напоминал бионику: художник должен не повторять природные формы, а созидать подобно самой природе, видеть и чувствовать сокрытое.