Шрифт
Цвет
Графика
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Ранняя весна. Голубые тени

Dimensions
48x65,3 cm
Technique
холст, картон, масло
1
Open in app
#1

Константин Иванович Горбатов (1876 — 1945) — представитель русского импрессионизма, профессор Императорской Академии художеств. Художественная среда, в которой живописец начинал свой путь, была преимущественно передвижнической. Так, в юности, ещё проживая в Самаре, будущий мастер учился в школе Фёдора Емельяновича Бурова — создателя собственных курсов для непривилегированных сословий, в чьих работах нередко соединялись жанр, историческое повествование, назидательная «литературность» и приглушённый земляной колорит. Посвятив период почти в десять лет получению архитектурного образования (с 1896 по 1905, сначала учась в Рижском политехникуме, затем — на архитектурном отделении Высшего художественного училища при Академии Художеств), К.И. Горбатов вновь около 1905 года возвращается к живописи. Преподавателями художника на живописном отделении Академии стали А.А. Киселёв и Н.Н. Дубовской, пейзажисты, также близкие к кругу передвижников. Академию живописец закончил с золотой медалью, в 1912 году он отправился в Рим в качестве пенсионера.


Уже с начала своего обучения на живописном отделении художник участвовал не только в передвижнических выставках, но и в крупных европейских выставках С.П. Дягилева в Париже, Венеции, Мюнхене, проходивших под эгидой «Мира искусства». Любопытно, что уже ранняя живопись К.И. Горбатова достаточно отличается от лирических пейзажей и «пейзажей настроения» его учителей из Академии. Молодому автору оказывается скорее близок импрессионизм — в том его варианте, который виден в зимних пейзажах И.Э. Грабаря начала XX века, в некоторых случаях — в этюдах К.А. Коровина из северных поездок 1894 и 1897 годов.


«Ранняя весна. Голубые тени» из собрания Сочинского художественного музея им. Д.Д. Жилинского — произведение, написанное в соавторстве со Станиславом Юлиановичем Жуковским (1873 — 1944) в 1922 году. Ученик К.А. Коровина, И.И. Левитана и В.Д. Поленова, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, С.Ю. Жуковский также примыкал одновременно к передвижникам и к «мирискусникам» –импрессионистам. После путешествия по дворянским усадьбам и уединённой жизни в Вятке — С.Ю. Жуковский весной 1921 года возвращается в столицу с крупной пейзажной выставкой, до эмиграции в Польшу в 1923. Тогда в Москве вплоть до 1922 года находится и К.И. Горбатов. Период, когда оба художника могли создать совместную картину в 1920-е, оказывается сравнительно небольшим.


Ещё с начала 1910-х годов К.И. Горбатов интересуется в своих пейзажах построением композиции при помощи широких и фактурных плоскостей, составленных мазками сближенного колорита. Тем самым лепка объемов и выстраивание композиции становятся почти единым целым: каждый световой эффект образован мазком и одновременно вписан в большие и ясно читающиеся цветовые пятна. В работах мастера нередко встречаются виды провинциальных русских городков, в композиции — обширное водное или снежное пространство на переднем плане (иногда выявляющее открытый холст, иногда, наоборот, густо написанное) и ритмическое чередование полихромных пятен зданий на заднем плане. Именно на подобных приёмах выстроена «Ранняя весна» 1922 года. Весьма возможно, что полотно создано на пленэре — известно, что оба автора тяготели к работе над пейзажем с натуры, и по исполнению полотно достаточно близко к этюду.

 
В картине «Ранняя весна. Голубые тени» ясно прочитываются две основных группы цветовых пятен. Первая группа — написанные в холодных тонах снежный покров и небо, в решении которых преобладают короткие мазки, создающие впечатление рыхлости и густоты. Как отмечал И.Э. Грабарь, в пленэрной живописи К.И. Горбатову больше всего близка пора с «серым, ноздреватым» снегом, «когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки».


Хотя здесь зрителю предстает скорее ломкий, ещё не начавший таять снег — но впечатление дробной и при этом слегка вздувшейся фактуры достигается; это же впечатление усиливается акцентами в виде белых, иногда розоватых облаков в небе. Вторая группа пятен — с преобладанием охры и оливковых цветов; так написаны в основном деревья и здания, в которые на втором плане упирается глаз зрителя. Причём взгляд упирается в плоскости фасадов не сразу: слева — прочитывается небольшая постройка приглушённого оливкового цвета, и только за ней высятся большие плоскости насыщенных охристых каменных стен; справа — движение к центру задается при помощи перспективно удаляющихся серо-зелёных домиков. Тем самым наиболее яркая часть цветовых пятен подготавливается постепенно, переход от холодного к теплому получается визуально органичным и равномерным.

#2
Горбатов К.И. Старый город. Зима. 1911. Холст, масло. Государственный Русский музей

Существуют более ранние пейзажные композиции, где К.И. Горбатов вводил динамику и глубину при помощи диагональных теней, множественности планов и поворота плоскостей фасадов — например, «Старый город. Зима» 1911 года из Государственного Русского музея. 

#10
Интерес к пейзажу, развивающемуся в глубину, встречается и в полотнах автора в 1922 году. Яркий тому пример — «Зимний пейзаж» из Государственной Третьяковской галереи(1922), где так же, как и в «Ранней весне», взгляд постепенно подготавливается к появлению насыщенного цветового пятна, когда начинает перемещаться от серых и зелёных домиков на переднем плане вверх, к приглушенно-охристым ветвям, уходящим вдаль, и затем останавливается на лимонном каменном фасаде. На углубление «Зимнего пейзажа» работает и мотив дороги, подчёркнутый небольшой фигуркой.
#11
Горбатов К.И. Зимний пейзаж. 1922. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея 
#4

Стаффаж в виде небольшой фигуры женщины есть и в «Ранней весне» — но тут фигура оказывается скорее колористической деталью, дополнительным ярко-охристым ударением — тут фигура никак не связывается с перспективой и с глубиной: напротив, здесь она своей постановкой подчёркивает плоскость забора. Схожим образом вопреки глубине действуют и вязкие почти вертикальные мазки, которыми написаны оттаявшая земля перед домами и ветви небольшого узловатого деревца поблизости от забора. То есть плоскостность в «Ранней весне» становится крайне важным решением. Даже визуально растянутая в глубину поверхность сугробов по углам закругляется и демонстрируется как бы выпирающей вовне — так, что снег начинает восприниматься словно отдельным пространством, самодовлеющим панно.


Однако, пусть и выстроенное плоскостями, пространство полотна оказывается открытым, как бы вовлекает зрителя: на снег падают тени от деревьев сзади, как бы из-за спины зрителя. Близкий приём виден и в уже упомянутом «Зимнем пейзаже». 
#5
С.Ю. Жуковский. Зима. 1915. Частное собрание
Расширение мнимого пространства за пределами холста — воплощённое при помощи теней на снегу — встречается и в полотнах С.Ю. Жуковского: например, в «Зиме» (1915, частное собрание). 
#6
С.Ю. Жуковский. Лунная ночь. 1899. Государственная Третьяковская галерея

Строго центрическую, едва ли не симметричную композицию зимнего пейзажа, где активно используются уходящие вглубь, вдаль от зрителя, тени, а заснеженное пространство и фасад сопоставляются друг с другом как плоскости — прежде появлялись и в «Лунной ночи» С.Ю. Жуковского (1899, Государственная Третьяковская галерея).

#7

Полотно «Ранняя весна. Голубые тени» предстает не только свидетельством о близости художественных поисков двух авторов, но и органичным произведением поздних русского импрессионизма и передвижнической линии «лирического пейзажа».

#9
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Ранняя весна. Голубые тени

Dimensions
48x65,3 cm
Technique
холст, картон, масло
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
«Циничные карты» культурный шок в бесплатной онлайн игре!
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%