Складень поступил в Вятский художественно-исторический музей в 1910–1919 годах из Вятского художественного кружка, это один из первых предметов церковного искусства в собрании музея.
1 / 2
Складень «Рождество Пресвятой Богородицы»
Dimensions
7,2x5,7 cm
Technique
медь; литье, эмаль
Collection
Exhibition
6
Open in app#2
#3

Вятский художественно-исторический музей. 1910
#4
Иконы-складни были очень популярны в России в XIX веке. Поскольку расстояния были большими, а дороги — плохими, люди той эпохи много времени проводили в дороге. Конечно, было неудобно возить с собой почитаемые деревянные образа, поэтому и появились складни, которые использовались как переносные иконостасы.
#5
На экспонате из Вятского художественного музея представлены сразу шесть сюжетов: «Рождество Богородицы» на среднике, «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Воскресение» и «Вознесение» на створках, «Троица» на оглавии. Когда створки складня закрываются, видна только металлическая поверхность, а священные сюжеты защищены от внешних воздействий. Открыв створки, можно установить икону вертикально, тогда получается настоящий небольшой иконостас.
#18

Складень. Россия, конец XIX — начало ХХ века
#6
Массовое производство таких икон началось в XIX веке, их отливали на многочисленных заводах. Часто такие изделия украшали в технике перегородчатой эмали. На данном складне использованы два цвета эмали: синий и белый.
#7
Состояние сохранности
#17

Лицевая сторона до реставрации
#9
Складень поступил в Центр загрязненным от пыли и жира, цвета эмали потускнели, орнамент стал плохо различимым. Металлическая часть покрылась темно-коричневой оксидной пленкой, которая образовалась на медном сплаве из-за многолетнего воздействия кислорода и внешней среды. Эмаль местами была утрачена (по составу эмаль похожа на стекло и достаточно хрупка, поэтому часто трескается и откалывается).
#10
Реставрация
#11
Реставратор Центра погрузил складень в очищающий раствор, чтобы удалить поверхностные загрязнения. Затем была проведена дополнительная чистка мягкой латунной щеткой, смоченной водой. После полного удаления загрязнений и продуктов коррозии была проведена тонировка металла с последующей консервацией.
#16

Лицевая сторона после реставрации
#19
Вятский художественный музей
read morehide
Складень «Рождество Пресвятой Богородицы»
Dimensions
7,2x5,7 cm
Technique
медь; литье, эмаль
Collection
Exhibition
6

Open in app
Share