Спас Нерукотворный
Размер
118x94 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
#3
#2
Из Казанской церкви в селе Давыдове Кашинского района происходит великолепная икона с Нерукотворным образом Спасителя и рамой со сценами Сказания о нем. В восточнохристианской традиции возникновение Нерукотворной иконы Христа на плате связывают с одним из первых христианских царств со столицей в городе Эдесса (в наши дни — Шанлыурфа на востоке Турции). Раннехристианский историк Евсевий Кесарийский упоминает о переписке Христа с тяжело болевшим царем Эдессы Авгарем, получившим исцеление от апостолов. В Эдессе почитался плат (полотенце) с чудесно отпечатавшимся на нем изображением Спасителя. В 944 году при византийском императоре Романе Лакапине эта святыня была перенесена в Константинополь и помещена в Фаросскую церковь Большого дворца. Образ был утрачен после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году. О его возникновении и почитании рассказывает Повесть, авторство которой приписывается самому императору Роману.
В Древней Руси существовало несколько версий Сказания о Нерукотворном образе Спасителя, одна из которых, отличающаяся от греческой, проиллюстрирована на иконе из села Давыдова. Согласно этому варианту Сказания, из Эдессы в Иерусалим в качестве посланника царя Авгаря отправился художник Лука, отождествляемый с евангелистом и, по преданию, первым иконописцем. Лука пытался написать образ Иисуса, чтобы отнести больному царю, но не смог. Тогда Христос умылся, отер лицо и на полотенце отпечатался Его лик. Обратно к Авгарю Мандилион (Нерукотворный образ на плате) понесли Лука и апостол Фаддей, которые исцелили и крестили царя. Нерукотворный образ Спасителя торжественно поместили над воротами Эдессы. На иконе из села Давыдова в этот эпизод включена сцена низвержения языческого идола, стоявшего раньше у ворот города. Позднее Эдесса вновь обратилась к язычеству, и Мандилион был спрятан за керамической плитой. Во время осады города персидским войском епископу чудесно явилась «Славная Жена» (Богоматерь), указавшая ему место, где был спрятан Нерукотворный образ. На иконе показано, как епископ поднимается на городские стены с Мандилионом в руках, а персы бегут, поражаемые стрелами. Иконописец уделил большое внимание изображению персидского лагеря, конных и пеших войск.
С письменными источниками расходится последнее клеймо в правом нижнем углу, где показано чудо в Иераполисе. Согласно древнерусской версии Сказания, оно произошло во время путешествия Луки и Фаддея в Эдессу. Апостолы заночевали, спрятав Мандилион между черепицами. Ночью над ним явился огненный столп, а лик Христа отпечатался на одной из черепиц. По-иному этот эпизод рассказывается в греческой версии Сказания, согласно которой лик Христа отпечатался на черепице после того, как Мандилион был замурован в стене Эдессы и вновь открыт. Любопытно, то на иконе из села Давыдово Нерукотворный образ изображен лежащим между деревянными колодами, а не между черепицами, о чем говорит и сопроводительная надпись.
В Древней Руси существовало несколько версий Сказания о Нерукотворном образе Спасителя, одна из которых, отличающаяся от греческой, проиллюстрирована на иконе из села Давыдова. Согласно этому варианту Сказания, из Эдессы в Иерусалим в качестве посланника царя Авгаря отправился художник Лука, отождествляемый с евангелистом и, по преданию, первым иконописцем. Лука пытался написать образ Иисуса, чтобы отнести больному царю, но не смог. Тогда Христос умылся, отер лицо и на полотенце отпечатался Его лик. Обратно к Авгарю Мандилион (Нерукотворный образ на плате) понесли Лука и апостол Фаддей, которые исцелили и крестили царя. Нерукотворный образ Спасителя торжественно поместили над воротами Эдессы. На иконе из села Давыдова в этот эпизод включена сцена низвержения языческого идола, стоявшего раньше у ворот города. Позднее Эдесса вновь обратилась к язычеству, и Мандилион был спрятан за керамической плитой. Во время осады города персидским войском епископу чудесно явилась «Славная Жена» (Богоматерь), указавшая ему место, где был спрятан Нерукотворный образ. На иконе показано, как епископ поднимается на городские стены с Мандилионом в руках, а персы бегут, поражаемые стрелами. Иконописец уделил большое внимание изображению персидского лагеря, конных и пеших войск.
С письменными источниками расходится последнее клеймо в правом нижнем углу, где показано чудо в Иераполисе. Согласно древнерусской версии Сказания, оно произошло во время путешествия Луки и Фаддея в Эдессу. Апостолы заночевали, спрятав Мандилион между черепицами. Ночью над ним явился огненный столп, а лик Христа отпечатался на одной из черепиц. По-иному этот эпизод рассказывается в греческой версии Сказания, согласно которой лик Христа отпечатался на черепице после того, как Мандилион был замурован в стене Эдессы и вновь открыт. Любопытно, то на иконе из села Давыдово Нерукотворный образ изображен лежащим между деревянными колодами, а не между черепицами, о чем говорит и сопроводительная надпись.
читать дальшескрыть
Спас Нерукотворный
Размер
118x94 cm
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка

Открыть в приложении
Поделиться